В субботу правительственный самолёт модели Ил-76, на котором в Польшу должен был прибыть глава российского правительства Владимир Путин, врезался в столб в городе Гданьске. На борту находился обслуживающий персонал, прибытие самого премьера запланировано на 1-е сентября. Пострадавших в аварии, к счастью, нет, однако причины происшествия будут тщательно расследованы.
Кстати, Владимир Путин — далеко не единственный среди первых лиц государства, кому не повезло с воздушным транспортом. Даже наоборот: судя по статистике последних лет, «птички» премьер-министров и президентов барахлят с незавидной регулярностью, причём причины могут быть самыми разными.
Так, рекордсменом плане полётных неудач можно считать президента Киргизии Курманбека Бакиева. 23 июня 2007-го ЯК-40, который глава государства использовал для передвижения внутри страны, совершил аварийную посадку и загорелся в Нарынском районе Кыргызстана. В воздухе у самолёта отказали два двигателя из трёх, и пилотам пришлось сажать машину, причём через некоторое время после того, как самолёт коснулся земли, он загорелся, а чуть позже прогремел взрыв.
К счастью, при посадке никто из 9 пассажиров и членов экипажа не пострадал, они самостоятельно покинули борт и вызвали помощь. Легкие травмы получили только президент аэропорта «Манас» Бактыбек Сыдыков (ушиб локтя) и директор департамента авиации Алик Эмрулов (трещина в левой ноге).
За год до этого, в сентябре 2006-го, другой президентский борт — пассажирский Ту-154, использовавшийся для коммерческих перевозок, — столкнулся с американским заправщиком в международном аэропорту Манас. При взлёте он зацепил хвост самолёта ВВС США и был вынужден снова сесть. Никто из 52 пассажиров и 9 членов экипажа Ту не пострадал, зато несчастный заправщик загорелся.
Спустя несколько месяцев, уже новый Ту-154 Бакиева почти час не мог взлететь из аэропорта Санкт-Петербурга, потому что двигатели самолёта просто не заводились. На помощь киргизским авиаторам пришли российские эксперты, и только тогда машина поддалась и взлетела.
Не реже попадают впросак и американские первые лица. 12 января 2008-го самолёт тогда ещё кандидата в президенты США Барака Обамы задел крылом другой самолёт. К счастью, машина находилась не в воздухе, а всего лишь передвигалась по взлётно-посадочной полосе аэропорта Чикаго, поэтому повреждения получила незначительные. Будущий президент и все, кто находился на борту, отделались лёгким испугом. Среди «испугавшихся», кстати были телохранители Обамы — сотрудники секретной службы США.
А вот экипажу частного самолёта, принадлежавшего бывшему президенту Америки Джорджу Бушу-старшему, повезло гораздо меньше. Машина потерпела крушение, врезавшись в осветительную опору в густом тумане, — все три члена экипажа погибли. Самого Буша на борту не было: он дожидался самолёта в аэропорту, чтобы отбыть в Эквадор, когда узнал об аварии. Поначалу следствие рассматривало диверсию как причину катастрофы, но в результате крушение списали на плохие погодные условия и человеческий фактор.
Частенько нарывались на неприятности и польские лидеры. В декабре 2005-го самолёт президента Александра Квасьневского — тоже, кстати, Ту-154 — застрял водном из аэропортов Австрии из-за технических неполадок. Пришлось властям Польши отправить второй специальный рейс в Вену, чтобы забрать президента и сопровождающую его делегацию домой.
Новый инцидент произошёл спустя три года. Что интересно, опять же в декабре 2008-го и опять же на злополучном Ту-154 — только президент в Польше был уже другой. Лех Качиньский застрял на борту своего транспортного средства... из-за слишком сильных морозов, которые ударили в Улан-Баторе, где глава государства находился с визитом. 20 градусов ниже нуля оказалось достаточно, чтобы самолёт вышел из строя — особенно были повреждены поворотные механизмы крыльев.
Тогда же, в 2008-м аварийную посадку совершил «Боинг-737» президента Перу Алана Гарсия. Причиной стала трещина в ветровом стекле в кабине пилота, причины появления которой не были объявлены. Впрочем, никто не пострадал, а сам Гарсиа даже не опоздал на инаугурацию президента Эквадора, куда направлялся.
Ещё один латиноамериканский лидер, которого подвела авиатехника, — президент Гондураса Риккардо Мадуро. 3 мая 2005-го его самолёт потерпел крушение у берегов родного государства из неких технических неполадок. Никто кроме самого президента не пострадал — Мадуро был госпитализирован, хотя, как сообщили позже его представители, угрозы жизни лидера не было.
И, наконец, иногда, причиной неприятностей с правительственным транспортом становятся не загадочные «технические неисправности», а самые что ни на есть злонамеренные действия. Так, в феврале 2009-го чешская полиция начала розыски 6 преступников, укравших керосин из самолёта президента Чехии Вацлава Клауса на миллион евро. Предположительно, краже могли содействовать до 50 госслужащих разного ранга. А пропавшего топлива, между тем, хватило бы на 19 полётов из Чехии в Канаду и обратно.
А вот глава украинского правительства Юлия Тимошенко стала жертвой не неизвестных злопыхателей, а своего плотнического противника Виктора Ющенко. В октябре 2008-го президент страны буквально угнал у премьер-министра самолёт, когда та собиралась в Москву для переговоры о поставках российского газа.
Справедливости ради стоит сказать, что и у Ющенко были на то причины: его Ту-134 вышел из строя сразу после взлёта, и самолёт пришлось посадить и отправить в ангар. Оставшись без средства передвижения, президент решил воспользоваться самолётом Тимошенко, который был уде подготовлен к вылету (правда, конечно, не вылету Ющенко).