18 апреля в мире традиционно отмечается День памятников и исторических мест. Тем временем в Москве количество значимых для города мест значительно сокращается год от года. Чаще всего опасности подвергаются здания, построенные в советскую эпоху, поскольку большинство из них не имеют официального статуса памятника.
Знаменитые бани
Один из самых громких градостроительных скандалов в конце января разгорелся вокруг сноса здания бань на Можайском валу. Помещение бани-прачечной, построенное по проекту малоизвестного архитектора, в 1952-1953 году никогда не славилось особенной историей. Стиль строения специалисты наполовину в шутку определяют как «советский неоклассицизм», в народе подобные строения именуют проще – «сталинками». Стиль пришел на смену раннему советскому конструктивизму. В середине прошлого столетия Можайские бани полюбились горожанам, прежде всего, из-за своего размера: самый большой комплекс из 35 московских, где побывал чуть ли не каждый второй москвич.
Для посещений бани были закрыты еще в 1997 году. С тех пор здание не раз горело, а местные хулиганы выбили все окна. В 2005 году столичные власти озвучивали желание отреставрировать дом и вновь открыть баню-прачечную, но вместо этого – участок был передан под застройку. Официально охранный статус зданию бань так и не был присвоен. Дорогомиловское муниципальное собрание в конце декабря прошлого года лишь приняло решение направить в правительство обращение с соответствующей просьбой.
Читайте также: | |
---|---|
Снос верхнего этажа дома Волконских в Москве приостановлен | |
Аварийный дом, признанный памятником архитектуры, расселять не будут? |
Поводом для инициативы муниципальных чиновников стали массовые обращения жителей района, выступавших за сохранения здания. Позже городские власти подтверждали, что работы по сносу строения были проведены без соответствующего разрешения: здание стояло в зоне регулируемой застройки, где проведение любых глобальных работ должно согласовываться с профильными ведомствами. В будущем на месте снесенных бань должен появиться гостиничный комплекс.
Последний дачный вокзал
18 октября минувшего года по распоряжению структур РЖД был снесен последний в России дачный вокзал, расположенный у железнодорожной платформы Ильинское. Два других подобных строения, дошедшие до наших дней, располагались под Санкт-Петербургом – станции Александровская и Курорт на Сестрорецко, исчезли еще раньше.
Сами по себе дачные вокзалы стали появляться вблизи крупных российских городов во второй половине XIX века – с развитием самой культуры летних выездов на природу и железнодорожного транспорта. Речь шла о небольших дощатых и бревенчатых павильонах, функционировавших по большей части в летнее время. Вокзал на Ильинской состоял из небольшого навеса, призванного защищать пассажиров от дождя и солнца, и зала ожидания: несколько лавок, билетное окно и умывальник. Никаких серьезных коммуникаций к вокзалу так и не подвели – строение отапливалось при помощи дровяной печи все годы существования.
Вокзальный павильон в Ильинском появился несколько позже остальных, в 1935 году, когда началось строительство легендарных госдач в подмосковном сельском поселении Барвиха. В начале 1930-х годов по обеим сторонам железной дороги появились поселки «Жуковка», «Жуковка-2» и «Жуковка-3». Для их обслуживания и было решено соорудить небольшой дачный вокзал. В «Жуковке» традиционно получали дачи первые лица СССР и кабинет министров. Поселки довольно жестко охранялись.
Но практически одновременно между второй и третьей «Жуковками» возник поселок «Энергетик», который сейчас называется «Академическим». История началась с разработчиков первой советской атомной бомбы – Якова Зельдовича, Юрия Харитона, Абрама и Артема Алиханьянов, Николая Доллежаля и других ученых, которым Иосиф Сталин подарил дачи в элитном поселке. Традиции Сталина перенял Хрущев, поселивший в «Энергетике» создателей уже водородной бомбы Андрея Сахарова и Игоря Тамма. Позже к ним прибавилась творческая интеллигенция – семьи Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича. Частым гостем последнего был Александр Солженицын – практически единственный литератор, вскользь касающийся Ильинского в своих произведения. «Хотя в тот день гнали за мной по московским улицам двое нюхунов-топтунов, – мне казалось: за город, в благословенный приют, предложенный мне Ростроповичем (в самом сердце спецзоны, где рядом дачи всех вождей!)… здесь так исцелительно», – указывается в книге «Теленок под дубом».
В дачном доме кинооператора Вилия Горемыкина собирались известные московские барды, в их числе – Владимир Высоцкий. В отличие от первой и второй «Жуковки» никаких охранных пунктов в «Энергетике» не было, но вот кратчайшая дорога в него от дачного вокзала лежала напрямик через госдачи, из-за чего гости поселка часто вступали в конфликты с сотрудниками спецслужб.
Жуковские дачные поселки до сих пор остаются одними из самых элитных в области. Но деревянный вокзал перестал использоваться еще в середине 2000-х – с появлением основательной высокой платформы. Последние несколько лет существования посещение было фактически заброшено.
Городская среда
В августе 2012 года был снесен дом 41 на Арбате, построенный еще в 1787 году. Здание – редкий памятник в центре Москвы, сохранившийся после пожара 1812 года, во время которого была уничтожена практически вся застройка Арбата. Усадьба не слишком бросалась в глаза – приземистое здание с простым желтым фасадом, украшенным привычными белыми лентами.
Читайте также | |
---|---|
Сносят ли на Арбате исторические здания? |
Первоначально дом был двухэтажным и принадлежал поручику Николаю Милгунову. После смерти офицера имение некоторое время оставалось у его семьи, а после переходило из рук в руки. В 1859 году выкупившие недвижимость купцы Егоровы дополнили здание третьим этажом, флигелем с подвалом, который позже будет объединен с основным строением, и дворовым корпусом. На первом этаже здания попеременно располагались винный магазин «Гагельстром», салон галантереи, книжная и часовая торговля. Какое-то время дом занимали частная медицинская практика и городская телеграфная станция.
В соседнем доме 39 в дореволюционные времена располагалась женская гимназия, чуть позже – «Ампир» один из первых в Москве кинотеатров, вскоре он будет переименован в «Карнавал», а затем – и в «Юного зрителя». В 1980-х оба здания освободили и передали на баланс театра Вахтангова, но ни одно из них так и не пригодилось. Дом 39 был снесен еще в 2007 году, тогда же затянули лесами и здание 41. На месте исторической застройки должен был появиться многофункциональный центр. Реализацию инвестиционного проекта на какое-то время замедлил финансовый кризис, но в 2012 планы застройщиков были приведены в исполнение. Сейчас от прежнего дома Мильгунова осталась лишь лицевая сторона фасада. Кроме того, градозащитники уверены, что во время проведения работ потери понес располагающийся в Кривоарбатском переулке дом архитектора Константина Мельникова.