Недавно египтяне кляли режим Хосни Мубарака на чём свет стоит. Сейчас в адрес дряхлого экс-президента, доживающего свои дни в тюрьме, всё чаще звучат славословия. Остаётся лишь понять - зачем было устраивать «арабскую весну»?
…В воздухе висит устойчивый запах гари, небо застилают облака чёрного дыма. Сегодня разъярённая толпа штурмовала не только дворец президента и офисы правящей партии - обратив гнев против соседних домов, погромщики подожгли пару гостиниц и школу для девочек. Обугленные здания ощерились пустыми глазницами окон: мародёры, проникнув внутрь, растащили всю утварь. Вынесли не только диваны и телевизоры - не побрезговали детскими игрушками. Площадь Тахрир усыпана дубинками спецназовцев, пуговицами от мундиров и даже зубами - с полицией дерутся, не жалея себя. Та тоже не церемонится: спецназовцы избивают демонстрантов ногами до смерти, стреляют в упор - за сутки уже погибли три человека, полсотни ранены. Центр Каира полностью разгромлен, по углам Тахрира застыли сгоревшие броневики - рядом со стальными монстрами фотографируются на телефоны прохожие, асфальт медленно впитывает лужи загустевшей крови. На столбе рядом с мечетью болтается чучело, изображающее президента Мухаммеда Мурси, с надписью «Сдохни, американская тварь!». У поворота к Египетскому музею лоток - торговец предлагает новенькие противогазы. «Когда снова начнётся заваруха и полиция станет распылять слезоточивый газ - быстро надевай, и будет отлично! - рекламирует он мне свой товар. - Не веришь? Качество шикарное - это сами «менты» со склада продают - им уже полгода зарплату не платили, а жить надо».
Ангелы и зомби
- Зачем мы делали революцию, свергнув два года назад диктатора Хосни Мубарака? - задаётся мыслью 20-летний Гамаль - боевик анархистского движения «Чёрный блок». - Сотни людей пожертвовали собой лишь за то, чтобы Египтом снова правили уроды? Жизнь превратилась в полное г…! Ни у меня, ни у моих друзей нет работы и денег.
А значит, нам только и остаётся - выйти на улицу и жечь гостиницы назло властям!
Стены вокруг площади расписаны граффити с лицами молодых людей, убитых полицией: где-то их изображают растерзанными ангелами, где-то - в качестве оживших зомби. Посреди Тахрира - импровизированный музей тирании: на палатках из полиэтилена наклеены огромные портреты «жертв режима» - с каждым днём фотографий становится больше. В городах Порт-Саиде и Суэце объявлено чрезвычайное положение, введены войска и бронетехника. В Каире толпа кричит у президентского дворца: «Давай, Мурси, пришли сюда ещё танков, чтобы мы могли их сжечь!» После свержения 30-летней диктатуры Хосни Мубарака в 2011 году Египет погрузился в хаос и анархию - нынешнего президента в грош не ставят, полиция спасается от демонстрантов бегством, армия отказывается вмешиваться в политику: иначе страну охватит гражданская война. По сути, города поделены между соперничающими политическими группировками. У многих и вовсе никакой цели нет. Анархисты «Чёрного блока» и футбольные фанаты легко выводят на проспекты сто тысяч (!) человек с одной-единственной задачей - крушить всё вокруг.
- Ну хорошо, - задаю я вопрос 35-летнему Юнису - активисту с Тахрира, которому вчера сломал руку полицейский. - Драться со спецназом - это ещё можно понять. Но для чего громить отели, где живут туристы, приносящие твоему государству деньги, и сжигать школу, где учатся твои дети? Ты можешь мне объяснить, здесь есть логика?
Юнис отвечает долго и пафосно - вокруг него собираются люди, кивая головами в знак согласия. «У подлого диктатора Мурси, - говорит Юнис, - есть броневики и снайперы, а у простого народа одни лишь кулаки. Но беднякам надо выпустить пар, вот они и разрушают всё, что им на глаза попадётся, а потом, конечно, жалеют». «Это неправильно, - соглашается активист. - И когда мы свергнем Мурси, то извинимся перед туристами - пусть не обижаются! Просто время сейчас горячее». Да уж, конечно. Революционеры добились «успеха» - теперь иностранцев на отдых в страну едет всё меньше и меньше.
«Придурки, а не власть!»
Состояние, в котором находится Египет, можно описать как «тяжёлая хроническая революция». Кандидат от блока «Братья-мусульмане», исламист Мухаммед Мурси был избран президентом в июне 2012 года, а уже в ноябре люди на массовых демонстрациях требовали его отставки - после чего и вспыхнули нынешние мятежи. Удивительно, недавно две трети египтян с радостью проголосовали на референдуме за предложение Мурси: ввести в стране нормы шариата - средневековые законы, согласно коим за воровство отрубают руку, а неверных жён побивают камнями. Прошло всего 7 месяцев - и демократически избранный президент уже ненавистен больше, чем когда-то Мубарак.
- Свергнув диктатуру Мубарака, люди офигели от вседозволенности, - не стесняется в выражениях политолог Захария эль-Хамиди. - Им понравилось тусоваться на митингах. И теперь многим кажется - чуть что, надо бросать Египет в огонь и за малейшую провинность скидывать любого лидера. Сначала египтяне были за исламистов, теперь в почёте «Фронт национального спасения» - партия либералов. Я тоже противник Мурси, но если мы станем менять президентов каждые полгода - это помойка, а не демократия.
Ближе к ночи на Тахрире народ скандирует речовки: «Если мать моя собака - я служу в мухабарате!» «Мухабарат» по-арабски - служба безопасности, когда-то всесильная при Мубараке. Обидевшись, один из спецназовцев бьёт демонстранта в зубы, его друзья сминают «мента» вдесятером, как бумажный пакет. Полицейские лезут отбивать коллегу - начинается всеобщая драка. Кафе и турагентства на Тахрире закрыты, груды гниющего мусора, усеявшие весь Каир, не убирают: в Египте некому работать - все увлеклись революцией. Ночью в палаточном лагере зажигаются костры - оппозиция клянётся не расходиться с площади, пока «чудовище Мурси» добром не уйдёт с поста президента.
…Таксист везёт меня в отель - с моста Шестого Октября хорошо видны огни во тьме Тахрира. «Эх, вот Мубарак был мужик, - вздыхает водитель. - И как же мы при нём классно жили! На улицах порядок, туристы приезжали, я зарабатывал в два раза больше. А сейчас что? Сам видишь - придурки, а не власть!» Революция, стартовав под знаменем избавления от погрязшего в коррупции престарелого диктатора, обернулась хаосом, конца-краю которому не видно. В прошлый раз я побывал в Египте за два месяца до «арабской весны»: тогда Мубарака люди кляли на чём свет стоит. Сейчас в адрес экс-президента, доживающего свои дни в тюрьме, всё чаще звучат славословия. Остаётся понять - зачем тогда вообще была нужна революция?
Георгий Зотов Директор департамента загран. интервью и расследований «Аргументы и Факты» |