Прошедшим летом отечественных авиаперевозчиков слегка знобило: то «Добролёт» попал под санкции, то отменялись рейсы «Оренбургских авиалиний»… Как обстоят дела сегодня?
Акция конкурентов?
С 16 сентября авиакомпания, вокруг отмены рейсов которой в августе было столько шума, начинает продажу билетов на рейсы Москва - Симферополь - Москва. Это следует из официального сообщения на сайте компании. Она даже взяла на себя ответственность за клиентов «Добролёта», успевших оплатить полёты, и уже выполняет рейсы на полуостров. Получается, что эта «дочка» «Аэрофлота» в отличие от попавшей под санкции «сестры» чувствует себя уверенно. Так что же тогда происходило в августе?
Напомним, что скандал был связан с одним из крупных российских туроператоров. Тот заказал у авиаперевозчика несколько чартеров, но вовремя не заплатил за них - в результате рейсы, назначенные на 2, 3 и 4 августа, были отменены. Порядка 20 тысяч туристов не смогли отправиться на отдых. Пирамида, выстроенная из нескольких туркомпаний, рассыпалась, а сами компании обанкротились.
Гнев многих туристов обрушился на перевозчика - трудно было разобраться в ситуации. Хотя эксперты не исключают, что речь может идти не о банальной ошибке, а о тщательно спланированной акции конкурентов.
«То, что авиакомпания взяла на себя рейс Москва - Симферополь, говорит о том, что, возможно, очернить её пытаются западные компании, заинтересованные в создании неблагоприятного имиджа ведущего российского перевозчика», - предполагает Никита Кричевский, главный научный сотрудник Института экономики РАН.
Кто отвечать будет?
Впрочем, не только рука Запада может быть причиной того, что авиакомпания выставлена виновником неприятностей.
«В данном случае «Аэрофлот» и его дочерняя компания оказались в заложниках у недобросовестных бизнесменов, которые решили выйти из бизнеса столь неприглядным образом, - считает Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации. - Речь идёт не только о финансовых потерях, но и о репутации перевозчиков. Думаю, что подобного рода ситуация требует пристального государственного внимания, а если нужно - и вмешательства».
Так или иначе поток негатива на компанию, по мнению эксперта, обрушился совершенно незаслуженно. Она «попала под раздачу», оказавшись в представлении лишившихся отдыха туристов чуть ли не главным виновником сорванных путешествий. Между тем мимо внимания критиков почему-то прошло то обстоятельство, что и сам перевозчик серьёзно пострадал от банкротства туроператора. И теперь, чтобы возместить понесённые убытки, он обратился в суд.
«Мне непонятна кампания, которая развернулась вокруг этого перевозчика, - поддерживает коллегу Н. Кричевский. - Он всегда выполнял свои обязательства, и нареканий ни у клиентов, ни у проверяющих инстанций не было. Я предполагаю, что претензии вызваны желанием обанкротившихся операторов и аффилированных лиц возложить весь груз ответственности на не причастную к происходящему компанию».
Собственно, сам факт, что авиакомпания начала рейсы на крымском направлении, взяв на себя ответственность и за пассажиров «Добролёта», говорит о её надёжности и социальной ответственности.