Откуда что берётся?
За формирование привычки отвечает наш мозг. Таким образом он экономит ресурсы. Столкнувшись с необходимостью выполнить какое-либо действие, мозг сначала ищет оптимальный способ для этого. Например, вам нужно проехать на велосипеде. Для тех, кто не умеет кататься, это задача не из лёгких. Сначала нужно правильно поставить ногу на педаль, затем – поймать равновесие, потом – перебирать ногами с определённой скоростью, чтобы велосипед не завалился набок. Новичку, чтобы осуществить всё это, придётся сосредоточиться. Но если вы начнёте ездить на велосипеде ежедневно, это войдёт в привычку, и вы станете выполнять движения автоматически, а ваш мозг сможет отдохнуть, пока вы крутите педали, или заняться обдумыванием чего-то другого.
Шаг за шагом
Итак, что же делать для того, чтобы приобрести полезные привычки? Ответ прост: как можно чаще повторять желаемое действие. Поначалу это потребует сосредоточенности. Дело в том, что в среднем привычка вырабатывается через 66 дней ежедневного регулярного повторения какого-то действия.
Учёные провели исследование, которое касалось здорового питания или утренних пробежек. Специалисты просили волонтёров выбрать одну из новых привычек. К примеру, съедать кусочек фрукта перед обедом или совершать пробежку перед завтраком. Выяснилось, что более лёгкие привычки приживаются быстрее. Волонтёры дольше привыкали бегать по утрам, нежели питаться фруктами. Однако спустя пару месяцев пробежки тоже начинали казаться испытуемым вполне естественным занятием.
Нажмите «пуск»
Курильщики знают, что, стоит пропустить бокал вина, руки сами тянутся к сигарете. А любители кофе хватаются за турку сразу же после пробуждения. Почему? Да потому, что у каждой привычки, плохой или хорошей, есть пусковой механизм. Это тоже свойство нашего мозга – запускать цепочку привычных действий в ответ на какой-то внешний раздражитель.
Кстати, эту особенность учёл отец современной рекламы американец Клод Хопкинс. Трудно поверить, но в начале XX века тюбик зубной пасты имелся лишь у семи процентов американцев. Остальные жители США совершенно не беспокоились о гигиене полости рта. Так было до тех пор, пока к господину Хопкинсу не обратился производитель зубной пасты. В те времена пытаться нажиться на пасте было финансовым самоубийством – такой товар был попросту никому не нужен. Однако Хопкинс взялся за дело. Для начала он изучил медицинскую литературу, откуда узнал о плёнке на зубах, которая образуется после каждого приёма пищи. Хопкинс окрестил эту плёнку зубным налётом (кстати, этот термин используется до сих пор). Вскоре улицы городов и автострады были оклеены рекламными лозунгами. Они гласили: «Просто проведите языком по зубам. Вы почувствуете налёт. Именно он портит цвет ваших зубов», «Смотрите, сколько прекрасных улыбок вокруг вас! Зачем женщине иметь этот налёт на зубах?» Чего добился Хопкинс? Он пообещал американцам соблазнительную награду – красивую улыбку – и запустил механизм формирования привычки: ощупывание зубов языком. Теперь, прикасаясь к своим резцам, «жертвы рекламы» неизбежно думали о зубной пасте. И это сработало! Через 10 лет, после того как была проведена рекламная кампания, зубная паста стояла на полочке в каждой ванной.
То же самое нужно сделать и вам, чтобы приобрести хорошую привычку. Придумать мотивацию – например, красивую фигуру и ритуал, который будет напоминать о том, что нужно сделать. Например, начинайте день со стакана чистой воды. Это позволит вам вспомнить, что отныне вместо бутербродов с колбасой вы едите на завтрак овсянку.
Избавьтесь от старого
Не старайтесь получить всё и сразу! Например, для того чтобы раньше вставать, нужно как минимум ложиться спать не позже определённого часа. Подумайте: а что вам мешает сделать это? Любите смотреть телевизор до ночи? Читаете в кровати? Начните избавляться от плохих привычек, чтобы приобрести хорошие! Причём не стоит сразу же менять привычный распорядок. Сегодня вы отказываетесь от просмотра любимой передачи, но можете позволить себе прочитать несколько страничек перед сном. А когда привычка выключать телевизор в определённый срок укоренится, добавляйте следующее действие – откажитесь от чтения в кровати.