Компромисс возможен
Куда и кому жаловаться на плохую медицинскую услугу, оказанную в частном медицинском центре?
Александр, Иркутск
Отвечает кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра Владимир Давыдов:
– В первую очередь нужно изложить проблему руководителю лечебного учреждения – директору или главврачу. Лучше донести претензию в письменном виде, в двух экземплярах.
На втором, вашем экземпляре, должна быть пометка о том, что жалоба принята. Ответить на нее обязаны в течение 10 дней.
Подавая жалобу, внимательный пациент способен во многом предугадать реакцию руководства. Если ответственный сотрудник общается с вами «через губу», препирается, не ждите!
Тут же пишите претензию на лечебное учреждение в территориальное управление Росздравнадзора и в соответствующий территориальный орган Минздрава: скорее всего, мирно проблему все равно не решить.
Кстати, если пациент обслуживается в рамках полиса ДМС, то за качеством оказания медицинских услуг следит страховая компания. А страховщики подчас наводят порядок быстрее государственных органов. Обращайтесь и к ним!
Если же правды не удалось добиться нигде, остается суд. Но на этот случай все полученные от клиники чеки-квитанции-договоры должны быть у вас на руках.
Страховка от ошибки?
Что даст пациентам страхование ответственности врача? Оно у нас введено?
Жанна, Вязьма
Отвечает почетный президент общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук Кирилл Данишевский:
– Страхование ответственности врача даст возможность получить компенсацию пациенту или родственникам погибшего пациента. В ряде клиник это делается администрацией в добровольном порядке, хотя обязательная страховка подобного рода там не введена. В целом у этой идеи есть и недостатки, среди которых, в частности, дополнительные расходы в отечественном здравоохранении.
Не выдают? Требуйте!
У меня умерла жена. Считаю, по вине врачей. Хочу обратиться в судебные органы. Но мне не выдают ее историю болезни. Что делать?
Валентин, Владивосток
Отвечает президент Национального агентства безопасности пациентов, член Общественного совета при Росздравнадзоре, директор Дирекции защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи страховой компании «Росгосстрах-Медицина» Алексей Старченко:
– Звонить в страховую компанию и требовать назначения медицинской экспертизы, а также изъятия истории болезни вашей покойной супруги. В случае отказа, обращайтесь в прокуратуру, которая также имеет право изъять необходимые для судебного иска документы.
Кто проверит качество?
Где можно получить независимую оценку качества проведенного лечения, поставленного диагноза? Есть ли у нас независимая экспертная оценка подобных случаев?
Евсей, Пятигорск
Отвечает президент Общества специалистов доказательной медицины, доктор медицинских наук, профессор Василий Власов:
– Институтнезависимой врачебной экспертизы практически отсутствует в России. Он существует в ограниченных размерах только применительно к военно-врачебной экспертизе. Общественные организации – Независимая психиатрическая ассоциация, Врачебная палата – проводят экспертизу в ряде случаев, когда к ним обращаются пострадавшие.
Самым доступным способом получения оценки качества полученного лечения является обращение в страховую компанию, которая может проверить качество лечения и даже оштрафовать больницу за плохое лечение. Но эта экспертиза не является вполне независимой.
Спрос и предложение
Что делать, если не выписывают лекарства или их нет в аптеке?
Маргарита, Иркутск
Отвечает юрисконсульт АНО «Проект СО-действие» Антон Радус:
– Достаточно часто возникают ситуации, когда врачи отказываются выписывать рецепты на лекарства, ссылаясь на то, что их нет в аптеке.
В действительности такой отказ нельзя считать обоснованным, так как проверка наличия препаратов в аптеке не относится к компетенции врачей. Единственное, что должно учитываться при назначении лекарств, – наличие у пациента медицинских показаний.
В случае возникновения подобной проблемы стоит обращаться к заведующему отделением или с письменным заявлением к главному врачу. При наличии заключений и рекомендаций из других медицинских организаций, например, федеральных центров, стоит приложить к заявлению их копии.
Если же рецепт на льготное получение лекарства выписали, но препарата нет в аптеке, то аптечное учреждение обязано обеспечить отсроченное обслуживание пациента в срок не позднее 10 рабочих дней или отпустить аналогичный лекарственный препарат, предусмотренный соответствующим перечнем. Это закреплено в п. 2.7 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328).
Важно, чтобы рецепт был зарегистрирован в журнале неудовлетворенного спроса. Если аптека не выполняет данных обязанностей, то имеет смысл обращаться с жалобой в региональное управление Росздравнадзора.