Примерное время чтения: 8 минут
221

Клиническая эндокринология: почему мужчины становятся бесплодными, а женщины - бородатыми?

«АиФ. Здоровье» № 5. Чтобы похудеть, нужно хорошо пережевывать пищу 31/01/2013
Галина Мельниченко. Фото: АиФ. Здоровье

На эти и многие другие вопросы отвечает клиническая эндокринология.

О том, как сохранить свое здоровье – репродуктивное и не только, мы беседуем с директором Института клинической эндокринологии, вице-председателем Российской ассоциации эндокринологов, академиком РАМН, доктором медицинских наук Галиной Мельниченко.

На стыке проблем

«АиФ. Здоровье»: – Галина Афанасьевна, для начала введите наших читателей в курс дела: чем занимается клиническая эндокринология?

                                                               
Кстати
Особую потребность в гормонах щитовидной железы испытывают женщины в период беременности и менопаузы. Под пристальным вниманием врачей – и младенцы. 15 лет назад в нашей стране всем без исключения новорожденным начали проводить скрининг на врожденный гипотиреоз, который выявляется у одного из 4 тысяч детишек. Врачи предупреждают: желание некоторых женщин рожать дома чревато не только развитием послеродовых осложнений, но и тем, что появившийся вне стен роддома ребенок может попросту выпасть из этого скрининга, а следовательно – и из поля зрения эндокринологов.

Г.М.: – В первую очередь, это наука о работе желез внутренней секреции – классических (щитовидной железы, надпочечников, яичников и т. д.) и неклассических, которые являются не только органами-мишенями для гормонов, но и сами по себе очень активно их продуцируют. К таким органам относится, например, эндотелий сосудов, жировая ткань, кишечник, в котором могут возникать нейроэндокринные опухоли…

Клиническая эндокринология занимается еще и влиянием соматических заболеваний на эндокринную систему: если у человека, к примеру, цирроз печени или поражены почки, у него нарушается обмен гормонов. На состояние эндокринной системы может влиять и прием тех или иных лекарственных препаратов…

«АиФ. Здоровье»: – Из чего можно сделать вывод, что наша гормональная система очень уязвима?

Г.М.: – Да, это так. А если прибавить к этому еще и дополнительные провоцирующие факторы, картина получится еще более тревожная…

«АиФ. Здоровье»: – О каких именно факторах идет речь?

Г.М.: – О наркотиках, наркоподобных веществах, алкоголе, препаратах, которые принимают бодибилдеры или женщины с целью изменения фигуры и массы тела… Вообще, у меня в последнее время складывается такое впечатление, что человечество сошло с ума! Стремление тащить в рот всякую гадость, совершенно не задумываясь о последствиях, меня как врача просто ошеломляет…

«АиФ. Здоровье»: – Значит, эндокринологические недуги – это болезни цивилизации?

Г.М.: – Отнюдь. Посмотрите на репродукцию портрета кисти испанского художника эпохи барокко (ХVII век) Хусепе Риберы, который висит на стене моего кабинета. На нем изображена Магдалена Вентура – бородатая женщина, держащая на руках младенца. Позади нее – счастливый, любящий ее муж. До 36 лет Магдалена была совершенно нормальной женщиной. До тех пор, пока у нее не развился тяжелый вирильный синдром (появление в женском организме мужских черт. – Ред.), который в ее случае, скорее всего, был вызван опухолью яичников.

«АиФ. Здоровье»: – Это лечится?

Г.М.: – Во времена Магдалены это было неизлечимо. Сегодня она провела бы в клинике примерно 7 дней. За это время ей провели бы исследования, нашли бы опухоль, удалили ее лапароскопически (через небольшие проколы), и перед вами предстала бы совершенно нормальная, здоровая женщина.

«АиФ. Здоровье»: – Потрясающий прогресс!

Г.М.: – Да, с начала прошлого века клиническая эндокринология развивалась очень бурно. Что, впрочем, не исключает необходимости каждодневного врачебного поиска. Эндокринолог работает на стыке разных медицинских специальностей. И ему просто необходимо уметь связать разрозненные, подчас очень неожиданные клинические проявления в единую картину. Благо, у нас в стране очень сильная эндокринологическая школа, в чем немалая заслуга директора Эндо­кринологического научного центра, президента РАМН Ивана Ивановича Дедова.

Опасный дефицит

«АиФ. Здоровье»: – И все же в первую очередь клиническая эндокринология занимается диагностикой и лечением заболеваний щитовидной железы… Какие из них – под наиболее пристальным вниманием у ваших коллег?

Г.М.: – На первом месте – узловой зоб, внутри которого мы ищем рак щитовидной железы. Благо, в этой области мы располагаем очень четкой и понятной диагностикой, протоколом ведения больных. То же можно сказать и о диагностике, и лечении диффузного токсического зоба (известного как болезнь Базедова), гипотиреоза (понижение функции щитовидной железы), которые сегодня очень успешно лечатся. Наглядный тому пример – ваша покорная слуга. В свое время я была прооперирована по поводу диффузного токсического зоба, получала и продолжаю получать заместительную терапию гормонов щитовидной железы, и стала академиком, мамой двоих детей и бабушкой троих внуков…

Кстати, не без гордости могу сказать, что в разработке Европейских рекомендаций по лечению гипотиреоза участвовал и профессор Эндокринологического научного центра, в структуру которого входит наш институт. При этом все методики, которые используются в клинической эндокринологии, у нас в стране доступны широким слоям населения.

«АиФ. Здоровье»: – Тем не менее число больных продолжает расти. Тем же узловым зобом, например. С чем это связано?

Г.М.: – С йодным дефицитом, чреватым не только увеличением размера щитовидной железы и нарушением его функций, но и риском невынашивания беременности и мертворождений (у женщин), снижением когнитивных (познавательных) функций (у детей и подростков) вплоть до кретинизма. К сожалению, Россия относится к числу 13 стран, в которых так и не принят закон по ликвидации йододефицита.

«АиФ. Здоровье»: – А что он предполагает?

Г.М.: – Технология ликвидации йодного дефицита была разработана еще в конце ХIХ–начале ХХ века. Она заключается в промышленном потреблении йодированной соли, которая является универсальным носителем этого микроэлемента. Одними из первых стран, которые ввели у себя концепцию йодной профилактики промышленного масштаба (когда йодированная соль входит во все пищевые продукты), стали Швейцария, США и Австрия.

В свое время участвовала в этой программе и наша страна, благодаря чему, кстати, к 50‑м годам прошлого века менее 5% населения имели зобы. Но в 70‑е годы борьбу с йодным дефицитом практически свернули, а с распадом Советского Союза развалилось и производство йодированной соли. О проблеме вспомнили спустя несколько лет после чернобыльского взрыва, когда в России и в странах СНГ стал наблюдаться мощный рост раков щитовидной железы у детей…

С толком, с расстановкой…

«АиФ. Здоровье»: – Насколько я знаю, йодированной солью у нас теперь завалены все магазины.

Г.М.: – Так-то оно так, но в отличие от стран-участниц Международной программы ликвидации йододефицита, у нас в России и на Украине введена политика добровольного йодирования, предполагающая, что йодированную соль наши граждане будут приобретать самостоятельно. Что оборачивается подчас весьма анекдотичными, а то и опасными для здоровья вариантами. Время от времени в продаже появляется йодированная …водка, горилка, яйца, лапша… Некоторые граждане пытаются пополнить йододефицит йодистыми сетками, что является верным путем к тиреотоксикозу…

«АиФ. Здоровье»: – А если человеку йодированная соль противопоказана?

Г.М.: – Круг таких людей очень узок. В этом случае человек может приобрести в аптеке нейодированную соль или соль с низким содержанием натрия (если, к примеру, он болен гипертонией). Такую модель приняли в Румынии.

«АиФ. Здоровье»: – А что делать нам, пока четкой политики в отношении ликвидации йододефицита у нас не ввели?

Г.М.: – Отдать предпочтение йодированной соли. Не бойтесь солить ею блюда. А чтобы потери йода были минимальными, солите пищу в конце приготовления. И, конечно, необходимо помнить об угрозе ожирения, со всеми вытекающими отсюда эндокринными последствиями: от бесплодия до рака. Стремитесь быть в форме, используйте разумное питание и двигательный режим, бросьте курить (это усугубляет йодный дефицит и провоцирует формирование зоба).

И не увлекайтесь самодиагностикой. Прежде чем отправиться в лабораторию, посетите участкового врача. Правда, у нас в стране первичное звено делает много лишнего – анализов, других исследований. И на этом фоне нередко упускает что-то важное. Поэтому мы в Ассоциации эндокринологов, в нашем институте постоянно проводим обучение врачей общей практики. Кстати, на нашем сайте есть интернет-форум, на котором мы заочно консультируем пациентов. Если что-то беспокоит, обращайтесь! Мы обязательно ответим.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы