Примерное время чтения: 11 минут
3018

Антибиотики: почему человечество может остаться без лекарств?

Рассказывает старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, кандидат медицинских наук, эксперт «Лиги здоровья нации» Холмогорова Галина Тимофеевна:

- День здоровья празднуется каждый год 7 апреля. В этот день была создана Всемирная Организация здравоохранения как одно из подразделений ООН.

В этом году тема Дня здоровья кажется абстрактной для каждого человека, далекого от медицины. Она звучит так: «Устойчивость к противомикробным препаратам. Если не принять меры сегодня, нам нечем будет лечиться завтра». Эта тема чрезвычайно важна и актуальна для всего мира.

Прежде чем говорить о том, что такое лекарственная устойчивость, почему выбрана эта тема, я расскажу вам, что такое антибиотики, и историю их открытия.

 

История открытия антибиотиков

Когда-то большинство людей погибали от раневой инфекции, особенно на поле брани. Например, когда человек поранился, или его ударили мечом, копьем, его тело пронзила пуля. Микробы вокруг нас живут в огромном количестве. Во времена, когда не было антибиотиков, если сопротивляемость организма была плохая, а рана тяжелая, или были затронуты внутренние органы, возникало воспаление, нагноение, заражение крови. Другими словами - сепсис, когда микробы распространяются и размножаются не только на поверхности раны, но и проникают и циркулируют по всему организму.

Если бы во времена А.С.Пушкина были антибиотики, он бы остался  жив. Если бы антибиотики  существовали в начале прошлого века, то не скончался бы гениальный русский композитор А.Н.Скрябин, который погиб от очень маленького пореза на верхней губе. В его рану через кровь попали стафилоккоки, они размножились, возник стафиллококковый сепсис, музыкант, не дожив до 47 летнего возраста, погиб.

Открытие антибиотиков было величайшим благом для человечества, спасением миллионов людей. Оно произошло случайно. Английский ученый, микробиолог Флеминг однажды забыл закрыть чашку Петри с культурой стрептококка. Чашка Петри – это сосуд, в котором друг на друга одеваются две крышечки, а на нижней крышечке, похожей на желатин, которая называется матрасик, одеваются специальные микробы. Ученый занимался  стрептококками, на всех чашках выросли культуры стрептококков,  за которыми он наблюдал, как они растут, размножаются.

Но на одной из чашек их не было. Если бы Флеминг не был ученым, он просто выкинул бы эту чашку, посетовав на неудачный опыт. Но он заинтересовался, почему вдруг на этой чашке стрептококки погибли, по какой причине они не растут. Среда была оптимальная. Он начал исследовать это явление. Оказалось, что в чашке, где не росли стрептококки, размножились микроскопические грибы плесени – пенициллум. Когда он стал более внимательно изучать их, обнаружил, что грибок пенициллум выделяет вещество, которое убивает  стрептококков.

В природе и человеческом организме всегда есть ЗА и ПРОТИВ, про и контра. Нет ничего удивительного в том, что растительные вещества, крупные растения в лесу дерутся  друг с другом. Если Вы понаблюдаете за березой и сосной, которые растут рядом, то заметите, что сосна всегда отвернута от березы, потому что береза выделяет вещества, которые угнетают сосну. Также и в микромире. Флеминг обнаружил, что вещество, которое убивает стрептококки, выделяет этот грибок. Он назвал его антибиотик («анти» - против, «биос» - живое), то есть одно живое – грибок пенициллум - действовал и убивал другое живое – стрептококк. Это открытие произошло в 1928 году. Данное вещество ученый назвал пенициллин. Суффикс «ин» обозначает в медицине что-то противовоспалительное. Лекарство, которое оканчивается на «ин», всегда противовоспалительное: анальгин, пенициллин, аспирин и т.д.

Теперь необходимо было наладить его производство. Еще несколько лет химики занимались тем, чтобы придать пенициллину устойчивость. Ведь сначала пенициллин выращивался в культуре, это была жидкость, которой смачивали гнойные раневые поверхности. Благодаря работе химиков, пенициллин был стабилизирован, его уже можно было вводить в человеческий организм в том виде, как мы привыкли его видеть: пенициллин в ампуле разводят физраствором и делают инъекции. Это открытие оказалось чудом из чудес. Его автор не запатентовал ни метод, ни само открытие, потому что считал, что это настолько важная вещь для мира, что должно принадлежать человечеству.

Казалось, наступила благодатная эра для врачей: можно было победить все инфекционные болезни, все, что угрожает человечеству, потому что микроорганизмы, вызывая инфекцию, поражали огромное количество людей. Благодаря пенициллину ушла раневая и гнойная воспалительные инфекции, стрептококковые сепсисы. Затем ученые стали изучать, какие еще грибки являются производителями антибиотиков. Вторым был открыт стрептомицин – это тоже очень мощный антибиотик, он тогда обладал очень сильным целенаправленным действием против туберкулезной палочки. Таким образом, началась эра антибиотиков.

Развитие устойчивости к антибиотикам

Человек создавал все новые и новые антибиотики против разных возбудителей инфекций. Казалось, победа за нами. Микромир сопротивлялся, мутировал, микробы приспосабливались, и начали возникать такие мутации, появляться такие гены, которые разлагали антибиотики. Возник парадокс – люди разрабатывали новые антибиотики, а микромир вырабатывал свое сопротивление. Появилась устойчивость ко многим антибиотикам - резистентность  микроорганизмов. Приходилось все время повышать дозы для  того, чтобы лечить всем известные инфекции.

Кто виноват?

Почему это произошло, как микробы стали такими «воспитанными»? Потому что антибиотики получили такое широкое распространение, что ими начали лечить все и вся. Антибиотики стали применять очень широко, зачастую не по назначению. Ведь они были очень дешевые, доступные.  В Советском Союзе пенициллин, стрептомицин и все остальные препараты стоили сущие копейки.

Во всем виноваты также сами пациенты. Если врачи назначают вам 10-дневный курс антибиотиков, говорят, что 7 дней необходимо принимать один антибиотик, а еще 7 дней - другой, то это надо обязательно делать. А как происходит у нас?

Скажем, фолликулярная ангина, которую надо лечить инъекционными препаратами. У человека высокая температура, ему тяжело глотать. Начинают лечить антибиотиками, делают  2-3 инъекции, на четвертый день все, вроде бы, проходит, человек себя чувствует хорошо, боль ушла, отек в горле спал. Люди думают, зачем продолжать колоть лекарства, портить организм, и сами прекращают лечение. В это время в организме происходит массовая гибель микробов, которые вызвали заболевание. Но остаются единицы, упорные, резистентные, которые выжили в этих дозах, потому что ее не дали в нужном количестве. Самое ужасное в этой ситуации в том, что микроорганизмы мгновенно и быстро размножаются. Если остался хоть один стрептококк, который получил устойчивость к пенициллину, он даст свое потомство уже устойчивым к пенициллину. Когда человек заболеет в следующий раз, пенициллин ему не поможет. Ему нужно будет давать еще большие дозы препарата.

Ученые называют такие микроорганизмы – сверхинфектами. Они переходят от одного человека к другому. Ведь когда мы с вами разговариваем, общаемся, обнимаемся, целуемся, в воздухе всегда находится огромное количество микроорганизмов. Человек, который  воспитал в себе устойчивый стрептококк или стафилококк, передает его своим близким, а те в свою очередь по цепочке переносят его дальше. А поскольку мир стал таким малюсеньким, перелет через весь земной шар занимает всего несколько часов, то это распространение растет все шире и шире.

Такая история произошла не только со стрептококками. Существует очень большая проблема: внутрибольничные инфекции – стафилококк. Когда был изобретен метилацетилен, казалось, что стафилококк будет побежден. Он очень опасен, вызывает тяжелые заболевания. Именно от стафилококка погиб Скрябин. Стафилококк приобрел устойчивость к своему личному антибиотику, он все время перемещается  в тех помещениях, больницах, где он когда-либо был: хирургические отделения, родильные отделения. Как бывает обидно, когда человек поступил с одним заболеванием, а в стационаре получил резистентный стафилококк, возникло серьезное осложнение. Совокупность этих явлений привела к тому, что в прошлом году Всемирный день здоровья 7 апреля был посвящен лекарственной устойчивости. С ней надо бороться глобально.

Нельзя самому отменять лечение

Но и каждый человек должен уделять этому огромное внимание. Если вам назначили 10 дней принимать антибиотик, даже если вы себя очень  хорошо чувствуете, ни в коем случае нельзя самому отменять лечение.

Я начинала свою медицинскую деятельность под руководством великого ревматолога, академика Анатолия Иннокентьевича Нестерова. Он всегда говорил, что ревматизм  (тяжелое заболевание, которое поражает сердце, суставы, нервную систему, приводит к развитию приобретенных пороков), это  - недолеченная ангина. Это суждение верно, потому что стрептококк как бы затаивается, но когда человек простыл, понервничал, затаившийся стрептококк проявляется во всю силу, и человек приобретает другое заболевание.

Таким образом, эта тема очень актуальна, очень важна для всех стран и для каждого человека. Мы, врачи, всегда говорим, что лечиться надо тем курсом, который назначил доктор.

Как определить, какое лечение необходимо человеку? Есть ли у него инфекционное заболевание? Сейчас существует огромное количество антибиотиков, какой из них назначить - это проблема выбора, жизни. Как правило, врачи знают те группы микроорганизмов, которые вызывают пневмонию, пилонефрит, венерические заболевания. Если у человека очень острое, тяжелое состояние, то сначала ему дается антибиотик, который действует на эту группу организмов. Но абсолютно правильное лечение - это перед назначением антибиотика сделать посев на чувствительность к ним.

Существует шкала, в которой перечисляется огромное число микроорганизмов, ставятся плюсы, минусы, либо буква «Р» -  резистентный, нечувствительный, или «С» – чувствительный.  Когда проходят первые тяжелые состояния, к этому времени готов посев, человек уже знает, что для его лечения нужен именно антибиотик, а не другой препарат - начинается системное лечение.

Существует заболевание – септический эндокордит, когда в крови преобладают микроорганизмы и самое главное – они откладываются на сердечных клапанах, продырявливают их, обезображивают, нарушается гиподинамика – работа сердца и кровообращения человеческого организма. Много лет тому назад это заболевание лечили двумя миллионными дозами пенициллина, потом начали дозу повышать, сейчас лечение этого заболевания происходит при введении в организм до 25-30 млн доз. Это говорит о том, что эффект, который  вызывает заболевание, приобрел устойчивость, резистентность. А большая доза лекарств влечет возникновение побочных явлений. К сожалению, бывает так, что ко всем современным антибиотикам вызвавший заболевание инфект не чувствителен. Например, Всемирная Организация Здравоохранения говорит о том, что в мире ежегодно  регистрируется 440 тысяч заболеваний туберкулезом. Из них 150 тысяч больных резистентны ко всем имеющимся антибиотикам. Они могут погибнуть, у них заболевания протекают крайне тяжело. Вначале казалось, победа над туберкулезом достигнута, но с течением лет, когда палочка, вызывающая туберкулез, приобрела резистентность, нужно было все время создавать новые антибиотики. В настоящее время при лечении туберкулеза используют лекарства 4-го поколения.

Проблема резистентности исключительно велика, затрагивает всех. Она вызывает большую тревогу ученых, мы можем вернуться в доантибиотиковую эру, потому что все микробы станут резистентны, ни один антибиотик не будет действовать на них, плюс ко всему, мы можем получить сверхинфектор. Микроорганизмы приобретут особую агрессивность – вирулентность, что будет вызывать молниеносное, ураганное течение заболевания, а лечить его будет нечем.

Итак, на уровне правительств стран, личном уровне каждого человека необходимо решать эту проблему. Надо всегда принимать антибиотики строго по показаниям, лучше, если был проведен предварительный анализ, выявлена чувствительность к антибиотикам. Если необходимо менять антибиотик, чтобы не воспитывать лекарственную устойчивость, это нужно делать, потому что действительно, антибиотики – это очень большое благо, спасение миллионов людей, человечества, а с другой стороны - сопротивление микромира.  Наши неумелые действия привели к тому, что мы можем оказаться без очень мощных лекарств. Лечить такие страшные болезни, как туберкулез, ВИЧ, СПИД, малярия, будет просто нечем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы