Как определить, готов ли ребенок к школе, и чем вам надо с ним сейчас заняться, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Зырянова.
Дорос малыш до серьезных систематических занятий или нет, мы можем судить по тому:
Есть ли у него желание учиться?
Как это узнать?
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил».
Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим».
Пятый: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».
А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его учебой.
Развита ли у него речь?
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы.
Как это узнать?
Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6-7.
По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии.
Может ли он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и свои действия контролировать?
Как это узнать?
Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?».Вопросов не должно быть больше десяти.
Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.
Развит ли у него фонематический слух?
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.
Как это узнать?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коса.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если ошибается, то его фонематический слух надо потренировать.
Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).
Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка».
Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное...
Как это узнать?
Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т. д.
В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае он должен убрать «лишнюю». Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.
Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день – ночь, лето – ? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)».
Достаточно ли развиты у ребенка тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация. Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Как это узнать?
По тому, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами. Насколько успешно способен перерисовывать узоры, геометрические фигуры...
* * *
Если у ребенка в 6-6,5 лет есть все эти навыки, значит, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет – не спешите отдавать его в школу, он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
Проверка зрелости
В мозг ребенка не заглянешь, чтобы узнать, созрел он уже для школьных премудростей или нет. Но есть признаки, которые это показывают.
Физиологи говорят, что время выпадения передних молочных зубов совпадает с готовностью мозга ребенка к систематическому обучению.
Наши психологи важным считают развитие мелкой моторики: малыш умеет орудовать ножницами, много рисует, лепит и сам завязывает шнурки? Значит, можно отдавать его в школу.
Филиппинский тест готовности малыша к школе выглядит так: ребенок правой рукой через голову должен дотянуться до левого уха. Дотягивается? Готов.
Личное мнение
Олег Тактаров:
– Мой старший сын учится в хорошей театральной школе, но я не заставлял его туда поступать, он захотел сам. Он проводит корпоративы, дискотеки, из него получился классный шоумен. Средний сын играет в американский футбол, попал в сборную звезд своего округа. Младшему 5 с половиной лет. Он любит рисовать – ходит в художественную школу. Потом, может быть, что-нибудь другое ему захочется. Недавно сказал, что хочет быть дантистом. Моя задача как отца – обеспечить его учебу. Вложить деньги в образование ребенка – самое лучшее вложение.