Примерное время чтения: 8 минут
1035

Кризис вундеркинда: как помочь ребёнку не стать изгоем?

«АиФ. Здоровье» № 15. Александр Журбин: «Муза не приходит к ленивым» 09/04/2009

Наш эксперт – кандидат психологических наук, завлабораторией психологии одаренных детей МГППУ Виктория Юркевич.

Яркий старт

Вундеркинды рано стартуют и развиваются гораздо быстрее сверстников. Одни опережают ровесников только в интеллектуальном развитии, например читают и считают уже в 2 года. Другие с первых лет прекрасно рисуют, как, например, Надя Рушева, или в 10 лет виртуозно играют на фортепьяно и сочиняют симфонии, как Женя Кисин…

Вундеркинда видно сразу: его не надо подталкивать к занятию, он пишет, решает задачи или рисует не для того, чтобы заслужить похвалу взрослых, работы просит его мозг. Он занимается любимым делом сам, получая информацию, казалось бы, из ниоткуда или, наоборот, отовсюду, порой взрослые не могут даже понять, когда ребенок успел всему научиться. Ученые поясняют, что процесс получения новой информации у таких детей сопровождается особым эмоциональным подъемом, творческим экстазом. И они стремятся вновь и вновь пережить это наслаждение.

Но что последует за ярким стартом? Сможет ли вундеркинд сохранить свои таланты и пронести их во взрослую жизнь? Увы, это удается не всем. Психологи говорят, что половина тех знаменитых людей, которые у всех на слуху, были когда-то одаренными детьми, но только 3-5% вундеркиндов во взрослой жизни становятся знаменитостями. Гораздо лучший прогноз на получение Нобелевской премии у тех способных ребятишек, которые развиваются вровень со сверстниками или даже медленнее, чем их одноклассники.

Портрет на фоне общества

У вундеркиндов особое устройство мозга. Американские ученые из Национального института психического здоровья (штат Мэриленд) в течение нескольких лет наблюдали за развитием мозга детей, чей IQ на треть превышал интеллектуальный уровень их сверстников. Оказалось, что утолщение коры головного мозга у вундеркиндов происходит на 2-3 года позже, чем у остальных детей, а следующее за этим утончение начинается не в 9 лет, как у всех, а в 11-12. Самые большие различия при этом наблюдались в предлобных участках коры, которые отвечают за выработку суждений. Ученые предполагают, что этот процесс как-то влияет на возникновение связей между клетками мозга, а чем их больше, тем лучше работает мозг.

Изучая особенности развития одаренных детей, наши психологи обратили внимание на то, что родители большинства вундеркиндов имеют высшее образование, довольно часто «языковое» или техническое, сами одаренными детьми не были, но хотя бы один из них – неординарный в суждениях и поведении человек. Часто такие дети рождаются у матерей зрелого возраста.

Развитие вундеркиндов негармонично. При высоком интеллекте они могут демонстрировать бытовой и социальный инфантилизм. Быть неуклюжими в движении. Например, семилетний мальчик с легкостью сочиняет и набирает на компьютере литературные тексты, причем очень грамотно, но не умеет самостоятельно есть (его дома кормят с ложечки), не может разговаривать с другими детьми без посредничества взрослых.

Хотя история знает и чудо-ребенка, легко вписавшегося в социум. В США когда-то поймали молодежную банду, которой руководил… семилетний пацан. Он не только продумывал хитроумные операции, но и очень умело командовал парнями гораздо старше себя.

Маленькие интеллектуалы нередко отстают в двигательном развитии. Не только потому, что не прыгают и не бегают во дворе с ровесниками, но еще и потому, что природа, щедро одарив их в одном, часто обделяет в другом. Мне рассказали, как мама одаренного мальчика, понимая причины его неуклюжести, терпеливо учила сына завязывать шнурки. Долго учила, но он стал справляться с этой задачей не в 6 и не в 7, как остальные дети, а только к 14 годам.

Много ли вокруг нас вундеркиндов? Есть такая статистика – 1 юный гений на 100 тысяч обычных ребят. Но она условна, потому что считает только те юные дарования, которые прославились. И среди одаренных детей, конечно же, больше мальчиков – у них вообще всякие крайности, и плохие и хорошие, встречаются чаще.

Ошибки родителей

Растить вундеркинда неимоверно сложно. Недаром у многих и многих их несчастных родителей это плохо получается. Все они повторяют одни и те же ошибки.

Неправильно делать ставку только на развитие удивительных способностей своего чудо-ребенка. Казалось бы, если ваш малыш – шахматный гений, с легкостью получает разряд за разрядом, обыгрывает взрослых шахматистов, надо его и дальше развивать в этом направлении. Нет, говорят психологи, он должен не только в шахматы играть, но и книги читать, языки учить, музыку слушать… Мы не знаем, как его шахматный талант поведет себя дальше. Мы видели мальчиков, которые такие сложные инженерные конструкции строили в 10 лет, взрослые Кулибины поражались. Но в 15 лет они только клонировали свои изобретения. Мы видели девочку, которая такие пронзительные стихи писала в 5 лет, но в 10 она не писала лучше, а когда ей было 15, многие ее сверстники сочиняли не хуже ее.

Нельзя заниматься интеллектуальным развитием в ущерб физическому. Казалось бы, рисует ребенок дни напролет или сочиняет музыку и совершенно не устает от этой работы. Да, его мозг легко переносит такую нагрузку, она не подрывает его здоровья. Но неправильный образ жизни может подорвать. Значит, не надо идти на поводу у ребенка, разрешать ему заниматься дни и ночи тем, к чему у него дар. Вундеркинду надо и гулять, и физкультурой заниматься… И чем сложнее ему даются спортивные занятия, тем больше усилий должны приложить родители, чтобы помочь ему их полюбить.

Нельзя растить чудо-ребенка в инкубаторе. Он должен общаться с другими детьми. Осуществить это очень сложно. Казалось бы, ну о чем ему говорить с ребятами во дворе: об интегралах, которые неинтересны им, или о считалках, которые неинтересны ему? Может, сразу отдать его в третий или пятый класс, раз он уже в 6 лет так много знает? Не надо, говорят психологи. С детьми старшего возраста у него дружбы не получится: он, может, задачи и будет решать, как они, но в силу социальной незрелости им будет неинтересен. Лучше, если вундеркинд будет учиться в младшей школе с ровесниками, но по индивидуальной программе. А дальше – или в школе для одаренных детей, или в обычной, но встречаясь с такими же умниками, как он, в кружках домов детского творчества, в секциях для юных дарований при взрослых творческих союзах…

Талантливые дети, не имеющие друзей и приятелей, не умеющие общаться с другими людьми, несчастны. И было немало случаев, когда одиночество и непонимание заставляли их расставаться со своей несчастной жизнью.

Нельзя планировать результат. Казалось бы, ну как семье, получившей от судьбы неожиданный подарок в виде чудо-ребенка, не воспользоваться им? Разве не естественно решить: мы сейчас создадим нашему чудо-мальчику все условия для развития, отложим все дела, займемся только им, а потом нам сторицей воздастся – наш нобелевский лауреат обеспечит нам безбедную старость? Неправильно, говорят психологи. Вы должны подходить к одаренному ребенку с другой установкой: «Мы будем рады и дальше наблюдать твои успехи в математике (стихосложении), но если жизнь твоя сложится так, что ты не станешь математиком (поэтом), ничего страшного в этом нет. Ты станешь кем-то другим и будешь счастлив». Поэтому не надо отказываться ради одаренного ребенка от своей жизни, своей карьеры, своих увлечений.

Нельзя зарабатывать на ребенке деньги и славу. Казалось бы, ну как не продемонстрировать свое чудо друзьям, приятелям и всему миру? И вот уже мама соглашается на съемки на телевидении, на гастроли в столице… Но люди, работающие с одаренными детьми, нередко видели, как ранняя слава заканчивалась трагедиями. Особенно когда внимание общества к успехам вундеркинда притуплялось.

Личное мнение

Анатолий Вассерман:

– Как бы то ни было, но способность думать не помешала еще ни одному ребенку. И способность эту нужно развивать. А что может быть увлекательнее, чем участие в интеллектуальных играх?! В такой занимательной форме ребенок гораздо быстрее и легче освоит сложные задачи и теоремы и будет гораздо успешнее учиться.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал» Евгения Маркелова, заместителя директора Марину Лилееву, психологов Римму Галееву и Андрея Белинского.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы