Чем раньше занимались худсоветы и почему их вновь хотят возродить?
Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьёв предложил министру культуры Владимиру Мединскому вновь ввести на федеральных каналах худсоветы. «Чтобы такая комиссия не превратилась в цензурный комитет, в неё должны войти специалисты в области искусства и телевидения, представители СМИ и общественники из родительских организаций. Разумеется, оценочная деятельность таких комиссий должна носить рекомендательный, а не обязательный характер», — заявил Соловьёв.
По мнению политика, новое подразделение должно будет оценивать качество и общественную полезность контента, следить за соблюдением морально-этических норм в вещании телеканалов. Если в Министерстве культуры идею поддержат, депутат и его сторонники готовы внести поправки в закон «О СМИ».
В настоящий момент худсоветы существуют только в нескольких театрах, а в СССР они существовали повсеместно.
Чем занимался худсовет во времена СССР?
В СССР институт художественных советов использовался не только на телевидении, но и в других областях, например в кинопроизводстве, театре или на эстраде. Он выносил суждения о художественной ценности произведения, репертуаре и т. д.
В состав худсовета входили деятели культуры, а также представители партийных и государственных органов, которые рассматривали художественное произведение любого жанра на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам.
Члены худсовета назначались центральным или местным партийным руководством, союзным или республиканским Министерством культуры, административным руководством учреждения культуры.
Постоянного состава худсоветы в СССР не имели. Каждое произведение, новый фильм или мероприятие оценивалось отдельным худсоветом. Работы, противоречащие общественной морали, советской идеологии, или просто низкого качества, отсеивались. Без соответствующего утверждения выступления артистов, показ фильма или премьера спектакля в театре не разрешались.
Цензура в СССР со стороны худсоветов носила в первую очередь идеологический характер. Основными объектами цензуры были так называемая «антисоветская пропаганда», военные и экономические секреты, негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления и т. д.).
Как только в стране начались демократические преобразования, худсоветы исчезли сами собой.
Как авторам удавалось обходить запреты худсовета?
На телевидении каждый мультфильм сдавался поэтапно — редактору, прикреплённому к картине, затем вышестоящим контролёрам, главному редактору «Мульттелефильма» и, наконец, главному редактору Творческого объединения «Экран». Решение о возможности или невозможности демонстрации фильма принималось специальным «репертуарным отделом» телевидения — эфирной комиссией, занимавшейся формированием телевизионных программ. Что касалось региональных студий, то свои работы режиссёры показывали дважды — сначала худсовету студии, затем, в Москве, — руководству телевидения.
При просмотрах многие деятели искусства находили различные способы угодить худсовету и отвлечь его внимание от спорных моментов.
«Ну, погоди!»
Когда решался вопрос озвучивания «Ну, погоди!», на роль Волка кинорежиссёр-мультипликатор Вячеслав Котёночкин изначально планировал не Анатолия Папанова, а Владимира Высоцкого, который даже обещал написать песню специально для мультфильма. Однако худсовет запретил озвучивание роли Высоцким, и «заслуженным Волком СССР» стал Анатолий Папанов. Котёночкин, правда, нашёл способ ввести голос артиста, и в одной из серий звучит его песня из кинофильма «Вертикаль».
«Бриллиантовая рука»
Худсовету при просмотре фильма «Бриллиантовая рука» не понравились сцены с пьянством главного героя, безалаберностью таможенников, чрезмерным чествованием шефа контрабандистов в ресторане. Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, режиссёр Леонид Гайдай пошёл на следующий трюк. Он добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!». Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал.
Концерт группы «Ария»
Группа «Ария», проходя первый худсовет, привела с собой исполнителя классических арий, который заполнял паузы между песнями группы. Худсовет ограничился тем, что посоветовал убрать «классические» вставки, а программу самой группы принял без замечаний.
Библейские предания Чуковского
Корней Чуковский в 1960-х годах запросил разрешение на выпуск библейских преданий, адаптированных для детей известными писателями и литераторами, под своей редакцией. Проект разрешили с оговоркой: в книге не должны упоминаться Бог и евреи, поэтому для Бога придумали псевдоним «Волшебник Яхве». Несмотря на это, весь тираж книги «Вавилонская башня и другие древние легенды», выпущенной издательством «Детская литература» в 1968 году, был уничтожен, а заново напечатали книгу только в 1990 году.
«Разговор в поезде» Макаревича
Во время антиалкогольной кампании цензуре подверглись многие произведения искусства. Например, Андрей Макаревич изменил текст в песне «Разговор в поезде»: после строки «Вагонные споры — последнее дело» вместо «когда больше нечего пить» он стал петь «и каши из них не сварить».