Музей-усадьба Льва Толстого усилиями его праправнука, ныне советника президента Владимира Толстого давно превратился в интересную, современную и международную культурную площадку. Солидный штат сотрудников занимается тем, чтобы «Ясная поляна» привлекала публику чем-то помимо традиционных экскурсий. Однако, как выяснилось, сделать этот культурный центр действительно международным пока не получается. Чиновники Тулы против «понаехавших», в том числе и понаехавших режиссеров.
Предысторию попытки создать в усадьбе детскую шекспировскую студию на английском языке под руководством режиссера из Великобритании рассказывает заведующая отделом международных литературных проектов музея-усадьбы «Ясная поляна» Юлия Вронская.
Ю.В.: - Все началось с нашего летнего проекта «Сад гениев»: к нам приезжают представители музеев или администрации разных городов, будь то музей Шекспира в Стретфорде или Гете в Веймаре. Они представляют здесь своих актеров и режиссеров, которые в течение нескольких дней осуществляют совместные постановки спектаклей на нашей театральной сцене. Этим летом к нам приехал английский режиссер Сэм Лэссер. Ему очень понравился наш музей, он спросил, чем мог бы быть нам полезен. Так родилась идея открыть студию, куда смогли бы ходить дети или не только дети, с которыми он смог бы заниматься и ставить маленькие спектакли и сценки на английском языке.
«AиФ.ru»: - Студия должна была быть платной?
Ю.В.: - Да, и часть оплаты за занятия входила бы в зарплату режиссера. Остальное должно было идти из бюджета музея. Мы действительно договаривались с Сэмом о зарплате примерно в 25,000 рублей: в зависимости от количества занятий зарплата могла быть больше или меньше. Но на приглашение иностранного работника надо получить разрешение. Чтобы выписать соответствующую квоту, мы долго искали подходящее название для этой должности. Решили подавать на «руководитель кружка». Наш отдел кадров подал заявку на квоту в министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, к которой и относится «Ясная поляна». Мы надеялись, что получится сделать интересный проект. Видимо, наивно надеялись.
Отказ пришел спустя 6-7 месяцев за подписью начальника отдела занятости и трудовой миграции департамента труда и занятости населения министерство здравоохранения и социального развития Тульской области О.Г. Хамешиной. Отказ следует «по причине наличия возможностей удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ».
Это означает на русском языке, что режиссеры есть свои, зачем нам английские, «не нужен нам берег турецкий».
«AиФ.ru»: - Юлия, и какие выводы можно сделать? Бюрократизм?
Ю.В.: - Невнимательное отношение. Отнеслись к проекту как к чему-то рядовому. Теперь нам, возможно, будут присылать соискателей на эту должность, мы будем отправлять письменные объяснения, почему они нам не подходят, и после этого можно будет снова прийти с заявкой на Сэма Лэссера. То есть некие ходы, как все же добиться разрешения, есть. Просто ситуация абсурдная.
Отказ в просьбе разрешить принять на работу иностранного сотрудника вызвал большой шум в культурном сообществе. Пользователи Facebook с большим удовольствием цитируют Огурцова из фильма «Карнавальная ночь»: «Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе». Как дала понять журналистам сама Ольга Хамешина, специфика работы режиссера в смысле привлечения рабочей силы в РФ значения не имеет.