Одну из традиций заложил он сам - проводить в России Пасхальный фестиваль, в котором с удовольствием принимает участие не только его родной Мариинский театр, но и лучшие исполнители, оркестры, хоры России, ближнего и дальнего зарубежья. Вот и в этом году 4 апреля стартует 9-й по счёту Пасхальный фестиваль, который завершится 9 Мая грандиозным концертом симфонического оркестра Мариинского театра на Поклонной горе в Москве.
За чашкой чая Валерий Гергиев и главный редактор «Аргументов и фактов» Николай Зятьков побеседовали о войне и цене победы, свободе и жёсткой руке. И о том, как вернуть России величие, которое она стремительно теряет.
Унижать ветеранов преступно!
Валерий Гергиев: - Нынешний год - год 65-летия Победы. Мы учитывали это, когда формировали программы. Конечно же, мы не сможем объехать все города, увенчанные боевой славой, но обязательно побываем в Волгограде, Воронеже, Кисловодске. Естественно, Москва и Санкт-Петербург станут ключевыми для Пасхального фестиваля, хотя регионы для нас - главный приоритет. Мне кажется, это очень важно - общаться с коллегами из разных частей страны. Прекрасно помню гастроли Мариинского театра в старинном русском городе Беломорске - нас встретили импровизированным концертом местного хорового коллектива. Это было настолько трогательно!
Программу концертов мы постарались сделать разнообразной - прозвучат и популярнейшие произведения Чайковского, и симфонии Шостаковича. Нас волнует, как примут многочисленные поклонники российской музыки и его загадочную Военную симфонию, и 9-ю, написанную уже как отклик на великую Победу. Это очень гуманистический документ - симфония. Хотя главное, что всегда волновало Дмитрия Дмитриевича, - это торжество добра над злом, его военные произведения проникнуты горечью - из-за огромных лишений, утрат, которые понесла в войну, наверное, каждая семья.
«AиФ»: - Победа - это не только праздничные торжества. Наверняка в связи с этой датой продолжатся и споры о Сталине, о его роли в войне. Вы что думаете по этому поводу?
В. Г.: - Я бы не участвовал в этих дебатах, хотя я сын фронтовика. Мой отец ушёл на фронт с первых дней войны и только в 1949-м вернулся из Германии - с тяжелейшей контузией, с ранениями в голову. Из-за этих ран он ушёл из жизни очень рано, мне было всего 14 лет. Отец и сам потерял единственного брата - тот погиб в плену. Из маминых близких почти никто не вернулся с фронта: из 12 детей осталось четверо. Так что моё поколение выросло с ощущением огромных утрат. И мне очень трудно сказать что-либо о роли Сталина. Да и говорить, наверное, надо не только о нём, но и о плеяде блестящих военачальников - Жукове и многих других. Но хочется, чтобы, может, через 20, 30 лет общество оценивало бы эти события с большей справедливостью. Хотя мне понятны эмоции ветеранов, которые шли на смерть со словами «За Родину, за Сталина!» и которые не хотят, чтобы сегодня кто-то втаптывал в грязь их веру.
«AиФ»: - Конечно, этим людям очень трудно понять и тем более измерить глубину тех ошибок, которые совершил Сталин. Но согласитесь: проблема эта - оценки роли Сталина в нашей истории - существует.
В. Г.: - А мы не только роль Сталина оценить не можем, мы по-прежнему задаём себе вопрос: кем же всё-таки был для России царь Пётр I или Иван Грозный? Мы до сих пор очень мало знаем о судьбе Александра I, Александра II и даже Николая II. А множество великих поэтов, писателей, художников, композиторов, исполнителей! Всех тех, кто делал незаметное, но важное дело - создавал и поддерживал одну из величайших держав на все времена, которая удивительным образом стала ещё мощнее в эти пресловутые годы сталинизма. Даже культурная мощь американцев уступала этому уникальному созвездию российских, украинских, белорусских, армянских, грузинских, прибалтийских творцов: огромные исполнительские и композиторские школы, мощнейшие театры и киностудии. Вот мы обрадовались, что хотя бы 3 золотые медали завоевали на Олимпиаде в Канаде. Но могу прямо сказать: лет 40 назад, если бы у нас за несколько дней не набралось 10 золотых медалей, все считали бы это полной катастрофой. Полной! Что это означает? Что все мы движемся вниз. А значит, надо задуматься и спокойно, и очень честно (а с честностью сегодня проблема огромная) ответить на все эти трудные вопросы.
Защитить хотя бы детей
«AиФ»: - Но тут возникает и другой поворот темы - о мере твёрдости, жёсткости и свободы, демократизма. Как вы считаете, должна быть какая-то направляющая сила, воля государства, выраженная президентом, премьер-министром? Чтобы глава не уговаривал народ быть хорошим, а заставлял бы это делать?
В. Г.: - Как вы думаете, руководство Китая даёт жёсткое распоряжение довести цифру молодых пианистов, занимающихся в китайских музыкальных школах, до, скажем, 50 миллионов? Возможно, нет. Но то, что в Китае сегодня созданы прекрасные условия для занятий музыкой - вплоть до того, что там роялей закуплено больше, чем во всём остальном мире, - это факт. Делается это с расчётом на то, что эта миллионная музыкальная пирамида будет и дальше расти и в какой-то момент обязательно даст нового Шостаковича или нового Прокофьева.
Мне кажется, есть над чем подумать. Мы благодарны Правительству России за любую инициативу, которая позволила бы укрепить величайшие наши традиции. Ведь традиции - вещь хрупкая. Они могут хиреть, ослабевать, их могут втаптывать в грязь. Возьмём ту сферу, которая мне близка, - музыку. Сегодня в России успешным музыкантом считается тот, кто хорошо раскручен индустрией, развлекательным бизнесом. Но в этом бизнесе цифры имеют гораздо больше значения, чем звуки, которые этот музыкант или певец умеет извлекать. Эта индустрия тесно связана с телевидением. Да, хорошо, что недавно по каналу «Культура» показали наш концерт в Париже и страна смогла заглянуть в это окошко. Но это единичные случаи! Хотя та же Аня Нетребко, звезда Мариинки, могла бы гораздо чаще петь с экранов здесь, в России. Мне кажется, наши телевизионные каналы не могут продолжать действовать сегодня в режиме вседозволенности. И руководители страны не могут устраниться от этой проблемы, сказав: у нас свобода, поэтому делайте что хотите. Да, у нас свобода. В этом есть много хорошего, но и много плохого. Причём хорошее можно найти и без телевизора, а вот плохое… Уберечь людей, а особенно детей, от этого негатива почти невозможно. Детей жалко!
«AиФ»: - А правительство само-то традиции поддерживает? Путина и его коллег почему не зовёте?
В. Г.: - Владимир Владимирович раз 10 на наших спектаклях был. И ещё придёт, я уверен. Понимаете, добиться мировой славы и удержать её - вещи разные. Мы, Мариинский театр, свою славу добывали в самые трудные годы - начало 90-х. Мы пахали и завоевали трудом, потом, кровью то, что нам не могла дать израненная, измученная, голодная, разворованная страна. И сейчас трудимся, отстаиваем свои позиции в мировом пространстве как лучшие или одни из лучших исполнителей, если хотите, хранители огня русской музыки, русской музыкальной школы.
Россия - страна молодая. Но культура наша - настоящая, подлинная. Сильная. Богатая. Может, мы не столь богаты сегодня в финансовом плане, если взглянуть на список «Форбс». Но мы очень богаты культурно, духовно. И об этом богатстве сегодня пора вспомнить.
Досье
Валерий Гергиев родился в 1953 г. в Москве, но рос в Орджоникидзе. По окончании в 1977 г. Ленинградской консерватории принят в Кировский (ныне Мариинский) театр ассистентом главного дирижёра. В 1988 г. становится главным дирижёром Кировского театра, в 1996 г. возглавил Мариинский театр как главный дирижёр, худрук и директор. С 1995 по 2008 г. главный приглашённый дирижёр Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 г. главный приглашённый дирижёр «Метрополитен-опера», с 2007 г. главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Лауреат многочисленных премий, в том числе и Госпремии РФ.