С середины лета на Стромынке шёл ремонт трамвайных путей. Для всех, кто ездил по этой улице, прошедшие месяцы стали настоящим испытанием. Раньше ситуацию, когда четыре полосы Щёлковского шоссе после сужения до трёх на Преображенке упирались в полтора ряда перед Сокольниками, спасала возможность проезда по трамвайным путям. С началом ремонта стало ещё хуже из-за перегороженных стройкой участков. К началу октября работы подобрались к перекрёстку Стромынки и Короленко, и вот с этого момента водители стали называть это место не иначе как «Адъ». Дело в том, что здесь при движении в центр после трёх полос моста через Яузу и расширения для автобусной остановки на протяжении нескольких десятков метров дорога сужается до одной (!) полосы. Чтобы было совсем хорошо, движение по этой полосе ещё периодически перекрывается светофором. Водители ждали завершения работ в надежде продолжать ездить по трамвайным путям, на которых теперь и более комфортные бетонные плиты, но не тут-то было.
Новое трамвайное полотно кладётся по современной технологии: рельсы упираются на резиновые прокладки, на них же лежат бетонные плиты. Вся система призвана смягчать и приглушать удары металлических колёс. Безусловно, для москвичей, чьи окна выходят на проезжую часть, несколько месяцев строительного шума будут компенсированы отсутствием грохота от трамваев. Да и вообще, вся эта затея могла бы стать благом для всего района. Могла бы, если бы все работы, запланированные генпланом реконструкции, были выполнены одновременно.
Читайте также: | |
---|---|
К 2020 году в РФ построят 14 тыс. км автодорог – Медведев | |
В Москве введут новые спецполосы для общественного транспорта |
Генеральный план, помимо замены трамвайных путей, предусматривает расширение дороги и создание специальных карманов для автобусных/троллейбусных остановок. Но поскольку за ремонт трамвайных путей отвечает Мосгортранс, а за расширение – Департамент строительства, то получилось как всегда. Каждое ведомство начало выполнять свой объём работ в свои сроки, ремонт трамвайных путей, по крайней мере, идёт точно по графику. Каким образом происходит согласование между различными департаментами, кажется, остаётся загадкой даже для них самих.
Если не вдаваться в подробности, то в правительстве Москвы есть два заместителя мэра, которых касаются вопросы дорог и их строительства: заместитель по вопросам градостроительной политики и строительства и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Первому подчиняются Департамент градостроительной политики, Департамент строительства и Комитет по архитектуре и градостроительству, второй отвечает за свой департамент. А ещё есть Мосгортранс и Центр организации дорожного движения. И куча всяких структур, с которыми нужно согласовывать инженерные коммуникации, электросеть, экологичность и культурную ценность. Да, ещё ГИБДД, которая должна следить за соблюдением правил ПДД на всём ремонтируемом пространстве. Неудивительно, что они не могут между собой договориться, а в итоге страдают почти все.
А ещё есть префектура округа. В пресс-службе, комментируя сложившуюся ситуацию, мне пожаловались на то, что о реконструкции они узнали, только увидев технику и рабочих. Но там же подтвердили, что с точки зрения закона, все нормы проведённых и проводимых работ соблюдены. 13 октября префект ВАО Николай Ломакин провёл оперативное совещание, на котором была поднята эта проблема: «Кроме того, на Стромынке на время работ нужен объездной путь; Мосгортранс не разрешает использовать трамвайные пути». В Мосгортрансе по телефону комментировать что-либо по Стромынке отказались, буду ждать официального ответа на официальный же запрос».
Сотрудница управления градостроительного регулирования ВАО на вопрос о сроках проведения работ по расширению проезжей части улицы Стромынка ответила: «Плановая реконструкция Щёлковского шоссе от МКАД до Садового кольца идёт в соответствии с генпланом. Начали с того конца (от МКАД). Постепенно дойдут и до Стромынки. Скорее всего, через год…»
Как это в последнее время принято, московские власти среагировали на недовольство водителей. Только на сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы более десятка писем, посвящённых «однополосной» проблеме на Стромынке. На контакт с общественностью чиновники вышли после публикации критики на сайте «Синих ведёрок». Но, как это обычно бывает, «пробная поездка» прошла более-менее успешно, участникам встречи показали генплан, и все разошлись. Более структурную работу ведёт та же префектура, в которой создана рабочая группа, призванная найти выход из сложившийся ситуации. Но пресс-служба очень категорично заявила, что они могут дать только рекомендации городским службам, а на дороги и их ремонт у них нет никакого влияния.
24 ноября возобновляется движение трамваев по Стромынке. Пробные поездки уже проходили за несколько дней до официальной даты. Трамваи действительно стали ездить тише, и это единственный плюс проведённых работ. Что же получили водители? Всё то же бутылочное горлышко. В благоустройство трамвайных путей вошло ещё и их отделение от основной дороги бордюрным камнем. То есть воспользоваться дополнительной полосой возможность не появилась. И возник ещё один вопрос о юридическом «статусе» таких трамвайных путей.
По правилам дорожного движения, «разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учётом пункта 8.5 Правил (о маневрировании). При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрёстком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 (разметка по полосам), движение по трамвайным путям через перекрёсток запрещается». Как будет оцениваться выезд на трамвайные пути, находящиеся слева на одном уровне с проезжей частью, в ГИБДД мне затруднились объяснить. Если не будет нанесено дополнительной разметки (например, сплошной полосы), вывешено знаков «полоса общественного транспорта», то при загруженной правой полосе теоретически по путям можно будет ехать, не создавая помех трамваям. За создание помех положен штраф от 100 до 300 рублей, и если вы не на внедорожнике, которому бордюрный камень не препятствие, и не хотите тратить время на разборки, лучше на трамвайные пути всё-таки не выезжать.
Ещё один не очень приятный момент проведённой реконструкции – это организация остановок. До ремонта всё было устроено как обычно – люди ждали трамвай у павильона на тротуаре, когда состав подходил, водители видели открывающиеся двери и останавливались, пропуская пассажиров. Теперь трамваи останавливаются у возвышающихся на 40–50 см над полотном платформ. С одной стороны, пассажирам, особенно пожилым, удобнее подниматься и люди защищены от потока машин. С другой – на платформу можно попасть только по двум узким подъёмам, в час пик очередь на вход на платформу будет мешать выходу пассажиров, а перейти дорогу к подошедшему трамваю будет практически не реально. Трамвай очень отделён от проезжей части, и водители могут просто его не замечать. И если у Бабаевской улицы есть регулируемый пешеходный переход, то на остановке «Малая Остроумовская улица» нет даже «зебры».
Реконструкция трамвайных путей продолжается ближе к центру – на Русаковской улице. Там тоже есть своё «бутылочное горлышко» – проезд под железнодорожными путями. В этом месте сейчас стоят ограждения, а позже появятся бордюры. К машинам, отстоявшим своё на Стромынке и распределившимся на три полосы, добавляется поток с Сокольников и ул. Гастелло. Все вместе они упираются в очень узкую арку, где одновременно могут проехать только две легковушки, а автобус или грузовик уже сокращают движение до одной полосы. К параличу движения может привести практически любое ДТП. И даже если Стромынку расширят, восточный транспортный коллапс не закончится.