«Я доволен и результатами, и атмосферой», - рассказал в воскресенье Президент Владимир Путин о встрече «Большой двадцатки» перед 20-часовым перелётом в Москву. На позитивный лад лидеров ведущих стран мира австралийцы настраивали с помощью милых мишек-коал, которых премьерам и президентам давали подержать на руках. Впрочем, в словах Президента России о том, что у него сложилось хорошее впечатление «о Тони» - австралийском премьер-министре Т. Эбботте, - пожалуй, можно было расслышать и некоторую иронию.
С одной стороны, по словам источника «АиФ» в российской делегации, даже те лидеры, которые выступили с жёсткими заявлениями в адрес России и её президента, на закрытых совещаниях спокойно обсуждали именно то, ради чего собрались, - проблемы мировой экономики. С другой стороны, без публичных и непубличных «уколов» до, во время и даже после встреч не обошлось.
Украинский акцент
На общей фотографии лидеров хозяева отвели Президенту РФ место с самого края. После первого заседания пресс-секретарь премьер-министра Канады С. Харпера сообщил журналистам: его шеф, дескать, отказывается пожать руку российскому лидеру - до тех пор, пока «Россия не уйдёт из Украины». Пресс-секретарь В. Путина уточнил: разговор состоялся во время рукопожатия, на требование «уйти из Украины» наш президент ответил, что «это невозможно, нас там нет».
И если об Украине совсем не говорили на заседаниях «двадцатки», то двусторонние встречи - с лидерами Италии, Франции, ФРГ, Великобритании - были, по словам самого Президента России, посвящены именно ей. «Мне кажется, мы смогли друг друга лучше понять, - резюмировал В. Путин. - Думаю, это поможет решить сложные проблемы вокруг украинского кризиса. Ситуация в целом имеет хорошие перспективы к урегулированию…»
Тем временем в перерыве заседаний «двадцатки» традиционный междусобойчик провели лидеры стран клуба БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Один из итогов их встречи - заявление о неправомерности санкций в отношении России. «Все сказали, что санкции незаконны, что они нарушают Устав ООН и препятствуют экономическому восстановлению», - заявил помощник Президента РФ Ю. Ушаков. Согласовали лидеры БРИКС и общую позицию по реформе Международного валютного фонда (МВФ). Это «разочарование и серьёзная озабоченность» невыполнением договорённостей по реформе от 2010 г. Один из вариантов: если конгресс США «тормозит» с ратификацией реформы, то надо разбить пакет реформ на части. И принять хотя бы те изменения (увеличение уставного капитала фонда и др.), которые со своим «контрольным пакетом» в МВФ не смогут заблокировать Штаты. Пока же страны БРИКС сделали ещё один шаг к созданию собственного Нового банка развития с уставным капиталом в 200 млрд долларов.
Всем миром против коррупции?
Между тем лидеры уже всей «двадцатки» согласились: ради повышения темпов роста мировой экономики (цель - обеспечить дополнительно 2% к нынешним планам до 2018 г.) и создания множества новых рабочих мест (шутка ли - в мире насчитывается 200 млн безработных) требуются конкретные меры - например, дополнительный толчок к инвестициям в инфраструктуру (дороги и пр.). Её обновление даёт новые возможности для развития промышленности и торговли, в том числе создания тех самых новых рабочих мест.
Россия «подписалась» и под дальнейшим снижением барьеров для создания новых компаний, повышением качества суда и снижением бюрократизма. Приятно почитать и планы «двадцатки» на 2015-2016 гг., касающиеся противодействия коррупции. Это укрепление сотрудничества для возврата в страны активов, полученных незаконным путём, отказ в убежище коррумпированным чиновникам, раскрытие настоящих владельцев коммерческих компаний или их выгодоприобретателей.
А вот на словах о том, что некоторым странам в рамках их стратегий роста нужно… подстегнуть инфляцию, было трудно не споткнуться. Уж Россия-то, кажется, «план по инфляции» давно выполнила и перевыполнила: мировые цены на нефть падают, валютные курсы скачут, а у нас почти всё дорожает. Но на итоговой пресс-конференции Владимир Путин обратил внимание, что доходы бюджета от продажи нефти (несмотря на снижение долларовых цен) даже увеличились: «То, что мы раньше продавали за доллар и получали 32-35 рублей, теперь даёт 45-48 рублей». Что будет с ценами на нефть в следующем году? «Посмотрим, - пояснил президент. - Палить наши резервы не собираемся. Если потребуется, будем корректировать расходы, не касаясь социальных обязательств...» Но, если мировая экономика вновь «разгонится», энергоносители будут дорожать.