О самых заметных политических событиях минувшего года и о том, что ждёт Россию в 2013 году, «АиФ» поговорил с председателем Совета Федерации В. Матвиенко.
Что «подкрутить» в Конституции?
«АиФ»: - Валентина Ивановна, год назад в интервью «АиФ» вы рассказывали о планах реформы Совета Федерации. С тех пор эти планы стали законом, который вступил в силу 1 января. Как изменится верхняя палата, станут ли сенаторы более сильными фигурами на нашей политической доске?
В.М.: - В законе заложено несколько принципиальных вещей. Во-первых, он предусматривает, что членами Совета Федерации должны быть представители местной политической, экономической элиты. Верхнюю палату всегда справедливо обвиняли в том, что там заседают обитатели Садового кольца, которые толком даже не знают, где находятся регионы, которые они представляют. Новый закон вводит «ценз оседлости»: представители субъектов Федерации в СФ должны прожить в данных регионах не менее 5 лет.
Во-вторых, насколько это позволяет Конституция, вводится элемент выборности сенаторов населением. Отныне вопрос – кого им направить в СФ - губернаторы будут решать не «под ковром», а публично. В ходе своих собственных выборов они будут называть гражданам три кандидатуры будущих сенаторов. Показывать, так сказать, «товар лицом», брать на себя ответственность за своих выдвиженцев. А кандидатуры представителей законодательных собраний регионов в СФ будут выдвигаться только из числа самих депутатов, т.е. это также будут люди, за которых голосовали граждане на региональных выборах.
В-третьих, прежний закон позволял без объяснения причин отозвать сенатора. Но если человек знает, что в любой момент его могут «сдёрнуть», то с каким настроем он будет работать? Зачастую именно по этой причине сильные фигуры не стремились попасть в Совет Федерации, не желая работать с оглядкой, с каким-то страхом – что можно сказать, а чего нельзя. А теперь, как и для депутатов Госдумы, для сенаторов будет действовать ограниченный список оснований, по которым их можно отозвать. Это даст членам верхней палаты большую степень свободы, уверенность в своих действиях и высказываниях. Сенатор знает, что проработает столько же, сколько и делегировавшие его в столицу губернатор или законодательное собрание. Это наверняка прибавит работе палаты и стабильности, и профессионализма, и эффективности. Нельзя устраивать из Совета Федерации проходной двор: каждые полгода - год менять людей …
Онлайн: Зачем Совет Федерации решил себя реформировать? >>>
«АиФ»: - Недавно В. Путин сказал, что «когда-то, в конечном счёте, мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию». А разве это большая проблема – изменить Конституцию? Например, власть легко это сделала в 2008 году, когда решила удлинить полномочия президента и депутатов.
В.М.: - В разных странах принят разный порядок формирования верхних палат. Скажем, в Великобритании, как рассказывала мне лорд-спикер Палаты лордов британского парламента баронесса Фрэнсис Д`Соуза, тоже готовят реформу верхней палаты, но от идеи выборности там отказались. А вот в России, на мой взгляд, выборность сенаторов сегодня востребована людьми. А значит, надо на эту тему думать и постепенно к прямым выборам приходить.
Но нынешняя Конституция такой порядок действительно не предусматривает. И здесь возникает вопрос: настало ли время пересмотра Основного закона, которому, кстати, в этом году исполняется 20 лет? На этой Конституции базируется всё наше законодательство, тысячи законов. Безусловно, за 20 лет в стране многое поменялось, и у многих возникает соблазн – а давайте-ка возьмем и быстренько перепишем Конституцию с учетом этих изменений. На мой взгляд, такой подход – неправильный.
Потенциал Конституции ещё далеко не исчерпан, она не мешает, а наоборот, способствует тому, чтобы совершенствовать российские законы. И на этом мы должны сосредоточиться. Наверное, к теме обновления Основного закона рано или поздно мы всё равно придем. Но, во-первых, не завтра и даже не послезавтра. А во-вторых, это потребует серьезной, кропотливой работы экспертного, юридического сообщества, широкого общественного обсуждения, созыва Конституционного собрания. Повторюсь: сегодня острой необходимости вторжения в Основной закон я не вижу. Легковесным отношением к нему мы рискуем открыть ящик Пандоры и только ухудшить ситуацию в стране.
«АиФ»: - Одну из идей, очевидно, требующих уточнений в Конституции, в конце прошлого года выдвинул бизнесмен Михаил Прохоров. Он предложил сократить число регионов и упразднить национальные республики. Похожую идею давно проталкивает лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Может, и правда, хватит уже выпячивать этнический компонент на карте страны? Не станет ли тогда меньше межнациональных конфликтов?
В.М.: - Во-первых, причиной таких конфликтов политико-административное устройство страны ни в коей мере не является. Эти конфликты произрастают совсем на другой почве, они связаны с экономическими, социальными, культурными и прочими проблемами. Во-вторых, если бы идею упразднения национальных республик кто-то выдвинул в начале 90-х, то это точно привело бы к массовому сепаратизму, разрушило бы Россию. Да и сейчас для нашей многонациональной, многоконфессиональной страны это очень опасные заявления.
А вот идею разумного укрупнения субъектов Федерации я разделяю. Но делать это надо не ради какой-то абстрактной цели – мол, давайте оставим 50 или 60 регионов. А только в том случае, если очевидна экономическая целесообразность укрупнения, если в результате появятся более мощные, самодостаточные, инвестиционно привлекательные регионы, если управление страной станет более эффективным. А просто объединив бедных с бедными, процветания мы не добьемся. Идя на укрупнение, мы должны быть уверены, что в результате жизнь людей в объединенных регионах станет лучше. Дискуссию на эту тему надо вести, пусть это обсуждают эксперты, общественные институты.
Позорный столб для коррупционеров
«АиФ»: - На ваш взгляд, продолжится ли антикоррупционная кампания, начатая под занавес года минувшего? Каких мер, законов ещё не хватает, чтобы очистить госаппарат от «оборотней»?
В.М.: - Борьба с коррупцией - не спонтанная кампания, эта работа ведётся не один год. Сформировано жесткое антикоррупционное законодательство, активизирована работа правоохранительных органов, усилена ответственность за преступления в этой сфере. Причём задача не только в очищении госаппарата. Ведь коррупция проникла практически во все сферы: и здравоохранение, и образование, и т.д.
Если кто-то ещё сомневался в том, достаточно ли у нас политической воли для борьбы с коррупцией, то в последние месяцы руководство страны эти сомнения развеяло. Власть свою волю продемонстрировала. И дело не только в «посадках», о которых так любят писать журналисты. Помимо заведенных уголовных дел, есть и решения судов, и реальные сроки для коррупционеров.
«АиФ»: - Но возникает ощущение, что по-настоящему крупные фигуры по-прежнему защищены от следствия и суда. С Сердюкова, Скрынник, в чьих ведомствах вскрылись миллиардные аферы – всё как с гуся вода.
В.М.: - Россия - правовое государство, и давайте исходить из презумпции невиновности. По громким делам следствие ещё не закончилось, потом начнётся суд, и только он может окончательно решить – виновен или не виновен тот или иной чиновник.
Конечно, антикоррупционную работу надо продолжать, её мощь наращивать. Но даже самые суровые санкции, самые жёсткие меры к коррупционерам (как в Китае, где их расстреливают) не решат проблему полностью. Наряду с усилением антикоррупционного законодательства, нужно делать так, чтобы в нашей экономике были абсолютно прозрачные, понятные правила игры. Чтобы решения не зависели от росчерка пера конкретного чиновника, от его доброй или злой воли. В этом смысле нам в законодательстве ещё надо «пахать и пахать», оно далеко не совершенно.
И ещё: государство не справится с коррупцией, пока в обществе не будет её реального неприятия, жёсткого морального осуждения не только тех, кто берёт взятки, но и тех, кто их даёт. Они – не меньшие преступники и должны нести такую же ответственность. Когда портреты взяткодателей будут, образно говоря, висеть на позорном столбе, когда их детям и внукам будет за них стыдно, - тогда и поле для коррупции резко сузится.
Понятно, что каждого потенциального взяточника не накроешь «колпаком», «рентгеном» не просветишь. В борьбе с коррупцией важно не перегнуть палку, не перейти рубеж, за которым начинается нарушение прав и свобод человека.
«АиФ»: - Но сейчас порой кажется, что всевозможные силовые и надзорные структуры сильно недорабатывают. Почему о миллиардных кражах из бюджета мы узнаем, когда деньги давно уже «распилены» и выведены в офшоры? Куда смотрят проверяющие – или они в доле с расхитителями?
В.М.: - Контроль, конечно, надо усиливать. И на суде над коррупционерами надо будет спросить: а где были те самые проверяющие органы? Ничего не знали, ничего не видели? Тогда надо ставить вопрос и об их ответственности тоже.
Протест в тупике?
«АиФ»: - В минувшем году российская оппозиция не давала власти расслабиться, проводила всевозможные акции. А власть, в свою очередь обкладывала протестное движение всё новыми «красными флажками», ужесточала законы и т.п. Ваш прогноз: как будет развиваться это противостояние?
В.М.: - Рост политической активности населения – нормальный процесс, это большой ресурс развития. Общество и государство не могут устойчиво развиваться, если не будет эффективного контроля над властью, сильной и конструктивной оппозиции. Но протестное движение только тогда станет сильным и влиятельным, когда его будут возглавлять серьезные лидеры, способные предложить альтернативу нынешнему курсу развития страны. Если этого нет, то протестное движение маргинализируется, заходит в тупик. Я пока не вижу у уличной оппозиции содержательной повестки дня. Есть спонтанная, порой агрессивная реакция на действия власти, но нет готовности к диалогу. Хотя ещё некоторое время назад такой диалог шел (в Интернете, на «круглых столах» и т.д.), в результате появились многие важные законы по демократизации общественной жизни, либерализации избирательной системы: об упрощении регистрации партий и их участия в выборах, о выборах губернаторов и т.д. Об этом сегодня почему-то забывают!
Зато много рассуждают о «красных флажках», «драконовских законах». Но если мы занимаемся демократизацией страны, то должны одновременно создать и условия для того, чтобы этот процесс шел безопасно для людей, чтобы не было хаоса и побоищ, насилия в отношении сотрудников органов правопорядка. Люди, выходящие на демонстрации, должны быть уверены, что они не рискуют стать жертвами провокаторов, защищены законом. Никто не запрещает митинги и шествия – ходите на здоровье. В Москве принят закон о выделении специальных мест, гайд-парков, где люди могут собираться в любое время и высказаться, поспорить, провести митинг… Но устроители любых массовых акций должны понимать и меру своей ответственности.
«АиФ»: - И все-таки, ваш прогноз: будут ли расти протестные настроения?
В.М.: - К нам, как в палату регионов, стекается информация со всей России, в том числе и об общественных настроениях. Я сама много езжу по стране. И уверяю вас: настроения политически активной части населения в столицах и настроения большинства граждан России – не одно и то же. В глубинке на первом плане стоят другие проблемы. Но всё зависит от того, как будет развиваться страна: продолжится ли рост экономики, уровня жизни населения, будут ли решаться социальные проблемы. Сейчас серьезных предпосылок к тому, чтобы протест приобрел массовый характер, я не вижу.
«АиФ»: - Много копий было сломано вокруг «антимагнитского» закона. Хорошо, что государство обещает помогать сиротам и усыновителям. Но, может, стоит пойти дальше и рекомендовать самим депутатам и сенаторам усыновить по ребёнку, дав тем самым пример россиянам?
В.М.: - Для того, чтобы усыновить ребенка, необходима душевная потребность. По приказу, по рекомендации это не делается.
Да, закон вызвал споры, хотя итоги социологических опросов показывают, что более 70% граждан его поддерживают. Но нет худа без добра: хорошо, что тема усыновления стала активно обсуждаться в обществе. Её давно уже надо было поднять и обсудить на всех уровнях. Президент подписал указ, сейчас в правительстве создана рабочая группа, куда вошли и сенаторы. Прорабатывается целая система мер – как разбюрократизировать механизм усыновления детей российскими гражданами, усилить материальную и социальную поддержку детей-сирот и усыновителей.
Государство в состоянии выделить финансовые ресурсы для того, чтобы лечить детей-инвалидов у нас в стране или, при необходимости, направлять на лечение за границу. Создавать условия для образования этих детей, их адаптации в обществе. В ближайшее время такая программа заработает. Будут уточнены и пересмотрены действующие законы. Например, нужна поправка о приоритетном праве на усыновление детей-сирот их родственниками. Другая задача: сегодня родители детей-инвалидов получают различные льготы и пособия, необходимо распространить это право и на семьи, усыновившие таких детей.
Взгляд на Восток
«АиФ»: - На этой неделе во Владивостоке откроется 21-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), где вы будете председательствовать. В последнее время российская власть демонстрирует повышенное внимание к Азии. Мы что, действительно готовы переориентироваться с Запада (где нас, как считается, «не очень любят») на Восток?
В.М.: - Внешняя политика такого большого государства как Россия должна быть многовекторной. Сегодня 50% нашего внешнеторгового оборота приходится на Евросоюз. Но большая часть территории страны находится в Азии, и развитие Сибири, Дальнего Востока – один из приоритетов государства. А поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня бурно развивается, на него приходится 60% мирового ВНП, то и внимание к нему - особое. На саммите АТЭС в сентябре речь шла об усилении интеграции России со странами региона, пойдет об этом речь и на заседании АТПФ, при участии представителей 22 стран и 9 международных организаций.
Задача России как председателя АТПФ – закрепить потенциал этого форума, ставшего одной из самых авторитетных площадок для международного диалога. И подумать об ответах на новые вызовы и проблемы, которые возникают в этом регионе, укрепить роль России в их решении. Поэтому на саммите намечена и презентация инвестиционных проектов, и подписание соглашений в области образования на базе Дальневосточного федерального университета… Заявления о приоритетном развитии Дальнего востока, Забайкалья и Восточной Сибири – не просто декларации. Именно здесь могут возникнуть точки роста российской экономики, её модернизации, развития высоких технологий. Страны АТР готовы к сотрудничеству, готовы вложить в наши проекты сотни миллиардов долларов.
«АиФ»: - Поможет ли это остановить отток населения с Востока страны, его «опустынивание»?
В.М.: - Конечно, если мы создадим условия не только для инвестиций, но и для социального развития восточных регионов, для закрепления людей. Тогда мы сможем привлечь туда лучшие умы и рабочие руки.
«АиФ»: - Понятно, что в каждом государстве свои особенности и законодательные обычаи. Но случается ли во время форумов вроде АТПФ «подсмотреть, подслушать» какие-то полезные идеи, которые можно потом применить у себя дома?
В.М.: - Помимо официальной части – пленарных заседаний, «круглых столов», принятия резолюций и т.д. – на АТПФ всегда проходит большая кулуарная работа, что не менее важно. Делегаты разных стран общаются друг с другом, в ходе неформальных контактов получают пищу для размышлений, обмениваются опытом, изучают законодательные практики других стран – с тем, чтобы всё лучшее потом использовать в своём, отечественном законодательстве.
Справка «АиФ»
Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ) – международная организация. Ее цели - расширение сотрудничества в интересах обеспечения мира и стабильности в АТР, содействие торговле и инвестициям, укрепление регионального взаимодействия.
В АТПФ входят Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Республика Корея, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Микронезия, Монголия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Чили, Эквадор, Япония. Австралия и Бруней имеют статус наблюдателей.
Наша страна вошла в состав ассоциации в 1993 году. В 2007 году 15-я сессия АТПФ проводилась в Москве. В 2012 году Россия приняла от Японии председательство в этой парламентской организации. 21-я сессия АТПФ состоится 27-31 января 2013 года во Владивостоке на острове Русский. На нее прибудут не только высокопоставленные законодатели стран, входящих в состав ассоциации, но и других государств, в частности, Афганистана. Также в работе форума примут участие представители международных парламентских организаций. Ожидается приезд делегатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПА ОЧЭС, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, Европарламента, а также заместителя Генерального секретаря ООН, Генерального секретаря ШОС.
Члены Совета Федерации – о форуме в Приморье:
Вячеслав Штыров: «Прошедший в сентябре саммит АТЭС уже привлек внимание наших партнеров к российскому Дальнему Востоку, заставил задуматься о том, что его активная интеграция представляет огромный потенциал для экономического развития всего АТР. Работа в рамках 21-й сессии АТПФ позволит парламентариям обменяться опытом, обсудить гармонизацию законодательства, чтобы убрать ненужные барьеры и дать дальневосточным субъектам РФ в полной мере использовать свои возможности в регионе. В рамках сессии АТПФ пройдет презентация инвестпроектов и социально-экономических достижений Приморского края, свои возможности покажут также остальные регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это позволит завязать деловые контакты».
Владимир Кулаков: «Основными темами повестки дня 21-й сессии АТПФ станут региональное сотрудничество, вопросы политики, безопасности, экономики и торговли. Надо помнить, что Россия является мостом между Европой и Азией».
Мнения политологов
«Межпарламентское сотрудничество в рамках АТПФ - важный элемент обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), - считает Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. - АТР становится центром мировой политики на ближайшие десятилетия. Роль, которую долгие годы играла Европа, сегодня переходит к Азии, весь накопленный европейцами опыт востребован в АТР, это касается и межпарламентского сотрудничества. В Европе этот весьма эффективный механизм используется в том числе для решения вопросов национальной безопасности европейских стран, в Азии таким механизмом должен стать АТПФ. Этот форум по инициативе России подключается к разрешению наиболее острых для региона проблем, в числе которых афганский наркотрафик и корейская ядерная угроза. АТПФ также может стать неплохой площадкой для выстраивания диалога между двумя Кореями при посредничестве России.
Очень хорошо, что Совет Федерации принимает самое активное участие в развитии Форума, выступая своего рода опорой поворота России в Азию. Этому повороту нужна законодательная поддержка, поэтому роль сената в этих процессах весьма значима».
«Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум может помочь в решении территориальных споров в регионе, - считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. - Территориальные дискуссии в АТР в основном идут вокруг Южных Курил, корейских островов Токто (Такэсима) на которые претендует Япония, островов Сэнкаку (Дяоюйдао), фактический суверенитет Японии над которыми оспаривает Китай. Сейчас эти вопросы обострились, и парламентарии стран АТР в рамках АТПФ могли бы выработать пути их практического решения. Причём Россия играет в этой структуре одну из ведущих ролей. Поворот России в сторону Востока очевиден: Россия – это евразийская, тихоокеанская держава».
«Проведение 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского Парламентского Форума во Владивостоке должно способствовать привлечению инвестиций в российские регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири, - считает замдиректора Института Дальнего Востока РАН России, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский. - Доля российской внешней торговли и инвестиционного сотрудничества со странами АТР не велика и составляет примерно 20% от общего объема, тогда как 80% приходятся на Европу и Америку. Основная проблема состоит в том, чтобы сделать это соотношение «50 на 50». Для этого требуется провести колоссальную работу по развитию инфраструктуры регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, для чего необходимы серьезные финансовые вложения. Кое-что уже сделано, например, запущена ветка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, которая позволяет торговать нефтью не только с Китаем, но и с другими странами Азиатско-тихоокеанского региона – Японией, Республикой Корея, а также с государствами Юго-восточной Азии. Однако уровень торгово-экономического сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири заметно отстает от общего уровня развития сотрудничества в рамках АТЭС.
«Вопросы обеспечения продовольственной безопасности станут одной из важнейших тем повестки 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского Парламентского Форума (АТПФ) во Владивостоке. Проект соответствующей резолюции предоставила Россия. Принятые решения будут способствовать улучшению ситуации в сфере обеспечения продовольственной безопасности в АТР, - считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.- Россия рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион как крайне перспективный рынок потребителей продовольствия, поскольку именно здесь расположены самые густонаселенные страны».