Лидия Юдина, aif.ru: — Владимир Владимирович, тревогу сегодня испытывает большинство людей. Когда это состояние само по себе должно вызывать беспокойство?
Владимир Чубаровский: — Ситуативная тревожность — это нормальная и необходимая для мобилизации организма реакция. Патологическая тревога, парализующая волю и блокирующая механизмы психологической защиты, не приносит ничего, кроме вреда. Однако отличить одно состояние от другого трудно, поскольку одни и те же проявления у людей разных психотипов могут говорить о разных состояниях. У ранимых, эмоционально-неустойчивых, неуверенных в себе — это привычная форма реагирования, которая свидетельствует о легких невротических реакциях, у людей с устойчивой эмоциональной психикой те же признаки могут говорить о выраженном срыве. Оценить, как далеко зашла тревога, может только врач. Любые методы самодиагностики — в том числе распространенные в соцсетях тесты и опросники — имеют вспомогательное значение. Условным ориентиром можно считать глубину расстройств и их длительность. Тревожность, которая нарастает в течение 3-4 дней, при которой человек не находит себе места и не может думать ни о чем ином, кроме своей проблемы — это признаки развивающегося расстройства.
— К чему может привести длительная тревога? Можно ли от переживаний, например, сойти с ума?
— Помрачение сознание (аффективно шоковые реакции, посттравматические расстройства) возникают у людей во время серьезных катаклизмов, представляющих угрозу для жизни. Недавний пример — Ижевск, где часть детей пострадала не от пулевых ранений, а от падения с высоты. Услышав выстрелы, они стали выпрыгивать из окон последних этажей, не осознавая, что могут разбиться.
Иногда острый психоз перерастает в хронический. В таких случаях, например, женщина, пережившая смерть мужа или сына, каждые выходные накрывает стол и ждет их возращения. Но это крайние случаи, которые, к счастью, достаточно редки. Чаще длительное тревожное состояние приводит к неврозам, нервным срывам, расстройствам личности.
— Невроз относится к психическим расстройствам. Насколько он обратим?
— Невроз — такая же распространенная проблема, как ОРЗ. Нет человека, который хоть раз в жизни с ним не сталкивался. В норме невроз проходит, когда исчезает травмирующая ситуация. Но в некоторых случаях, так же как и ОРВИ, невроз вызывает осложнения — отягощение симптомов и появление новых жалоб, нервные срывы, страхи (фобии), затяжные депрессии, психосоматические нарушения и т. п. В таких случаях требуются консультация психотерапевта и назначение медикаментозной терапии.
— Правда ли, что «ломаются» только слабаки, а человек с нормальными нервами может выдержать любые испытания?
— Единого мнения на этот счет у психиатров нет. Я считаю, что «сломаться» может даже устойчивая психика с хорошими резервами адаптации, если сталкивается со сверхмощной перегрузкой. Более того, зная психотип человека (у каждого из них свое «слабое звено»), специалист может довольно точно предсказать, как он будет реагировать на удары судьбы.
— Человеку в состоянии сильной тревоги обычно советуют «успокоиться» и «взять себя в руки». Как это сделать?
— Если тревога — это следствие психотравмы, то существует только два способа решения внутриличностного конфликта. Либо человек меняет ситуацию, приведшую к срыву, либо свое отношение к ней.
На этом основаны все известные психотехники. Одна из самых действенных — представить (а лучше проговорить вслух) самый негативный выход из ситуации. К примеру, личную смерть, арест или потерю всего имущества. В своих представлениях нужно достичь «дна». Это переведет неопределенную ситуацию угрозы в конкретный страх, а он всегда менее интенсивный. После этого включаются механизмы естественной защиты психики — понимание, рационализация, интеллектуализация. Того, что человек понял, он уже не боится. А чего боится — того стремится избежать с помощью конкретных действий.
Однако таким образом «проработать» и справиться с психотравмой самостоятельно может человек с сильной волей и с развитым интеллектом.
Большинство людей, особенно с подвижной психикой, самостоятельно взять себя в руки не могут. В качестве психопрофилактики им рекомендуются методики саморегуляции (прогрессивная мышечная релаксация, самовнушение, аутогенный тренинг и пр.). Но чтобы применить их в состоянии стресса, ими нужно хорошо владеть, а для этого требуется время.
Традиционные советы для укрепления нервной системы — заниматься спортом, гулять, принимать контрастный душ, высыпаться — не скоропомощные методы и в ситуации срыва не работают, поскольку он блокирует волевые процессы.
Ждать, пока пройдет само — тоже не выход. Рано или поздно психика любого человека действительно вырабатывает механизмы компенсации нарушений, но это может занять много времени. У некоторых людей на это может уйти жизнь. Единственным надежным способом для большинства людей остается обращение к врачу (подчеркну, к специалисту с медицинским образованием — психиатру, психотерапевту или психоневрологу). Квалифицированная помощь позволяет сократить сроки и усилия. Методы психолого-педагогической коррекции психических расстройств далеко не всегда работают. Обращение ко всевозможным коучам и руководителям тренингов личностного роста и пр. может дать прямо противоположный эффект. Критически важно обращение к врачу при выраженном остром или хроническом стрессе, проявления которого можно быстро снять или облегчить при помощи правильно назначенной лекарственной терапии.
— Проверенное народное средство при стрессах — алкоголь.
— Алкоголь — универсальный транквилизатор, который расслабляет и вызывает состояние эйфории, снижает интенсивность тревоги и депрессии. Но облегчение человек получает только во время действия спиртного. Продукты обмена этилового спирта — это сильные депрессанты, которые усугубляют состояние и требуют повторного употребления спиртного. Результат — запойное пьянство. Именно поэтому с горя так быстро спиваются. Человек попадает в замкнутый круг, выбраться из которого подчас бывает невозможно.