Трудно быть женщиной

Елена Семёнова. © / Из личного архива

Как говорила героиня Алентовой в фильме «Москва слезам не верит», если у мужчин есть какие-нибудь дела, они могут продолжать ими заниматься — эта тема для женщин. Потому что похудеть к лету мечтают только они. И вообще похудеть. Хоть к какому-нибудь сезону, событию, обнове или просто к выходным.

   
   

Нет, серьёзно, я проверила «Инстаграм» и там обнаружила не только хэштег #похудетьклету, но и #похудетьклетунеполучается, #похудетьклетунереально и #похудетьклетунеуспела. А также #худейвкусно, #худеемвместе, #хочупохудеть и прочие «худелки». И там всё — девушки. Делятся рецептами «полезных вкусняшек» (ну, например, огурцы с нежирной сметаной, а лучше — без неё) и фотографиями, как на них не застёгиваются/уже застёгиваются «джинсы, которые они носили в 17 лет». Мужчины в таких сообществах в 99,9 % случаев — тренеры, обещающие перепахать вам тело прямо к отпуску, всего за 20 минут в день. Короче, всё о том, чтобы хорошего человека стало меньше.

Я только за. Я сама худею к лету практически каждый год. Даже если я без особых потерь (то есть без особых прибавок) пережила зиму, осень и весну, новый купальник как-то всегда поначалу врезается в бока. Потом стоит несколько дней повалять его в песке и помочить сначала в солёной, а потом в хлорированной воде, и всё становится нормально. А мой собственный вес за это время ещё не успевает претерпеть каких-нибудь изменений.

Я о другом. Психологи, программа «Модный приговор» и женские журналы, ориентированные на аудиторию 30+, призывают нас «любить себя такой, какая есть», то есть ещё не сбросившей 15 кило. Нестабильный мужской рынок вообще реагирует на вещи, не подверженные диетам и тренировкам: грудь, улыбку, а то и просто хорошие котлеты.

Сколько себя помню, я всегда хотела сбросить несколько кило. Причём это не зависело от того, сколько в этот момент показывали весы. Вопреки увещеваниям Надежды Бабкиной и глянца, я была недовольна собой, всё время пыталась в себе что-то уменьшить и улучшить. И должна сказать, производитель масс-маркета всеми силами это недовольство во мне распалял. Самые известные доступные марки одежды шьют максимум на 48 размер. А то и 46-й. А ведь это не так много, особенно, если у тебя рост за 170 см. Если твой размер груди больше С, пиджаки и пальто не будут на ней сходиться, да и бельё продаётся далеко не всюду. Создаётся впечатление, что мир рассчитан исключительно на компактных особ, а если тебе говорят, что ты «и так красивая», так это просто тебя хотят утешить.

И в этом — серьёзное психологическое давление. Даже не в замечании какого-нибудь «идеального» мужчины о твоём целлюлите (в соцсетях много таких любителей прекрасного: они постоянно высмеивают обобщённый образ девушки за неидеальный цвет лифчика под белой блузкой и слишком узкие джинсы в комплекте с богатыми боками, хотя сами в жизни и отдалённо не Дэниэлы Крейги), а в том, что размер М на тебе сидит плохо, а хорошо — только L. Унизительно! Я — размера «large»?! Когда? Как? За что?

Вроде в зеркале видишь, что всё на месте, талия похожа на талию, ноги — на ноги, бёдра — на бёдра. Но размер — L! А если ты хочешь, чтобы свободно висело и болталось, как на вешалке, тогда XL! Поэтому неугомонные девушки и пытаются упаковаться в одежду на размер меньше, а потом выслушивают колкие замечания про бока и бретельки.

   
   

Трудно быть женщиной, вот что я вам скажу.

Ещё унизительнее иметь размер ноги больше 39-го. И не важно, какой у тебя рост. И не важно, что ты в этом не виновата. Потому что даже не «идеальные», а вполне нормальные знакомые мужского пола нет-нет, да и пройдутся по поводу «золушкиной туфельки»: «Так вот почему ты так быстро плаваешь!», «Тебе, наверное, удобно в футбол играть», «Хочешь, мои кроссовки надень, тебе как раз будут».

Или и того хуже: размер пальца. Вроде не так часто этой цифрой интересуются мужчины (процент счастливиц, которым дарят драгоценные каменья на каждый красный день календаря, стремится к сотой или тысячной), но, когда это происходит, начинается. Мы — внимание — оправдываемся! «Ой, у меня 18, что-то руки тааак отекли!» «19 — я в детстве палец вывихнула, неправильно сросся». «20 — даже не знаю, комар укусил прямо в фалангу!» И это при том, что если размер обуви или талии ещё может о чём-то сказать мужику, то обхват пальца — ну, это точно пальцем в небо. А нам всё равно как-то за себя неловко.

Однажды я примеряла джинсы и — о, чудо! — мой традиционный размер был мне велик. Я гордо попросила дать мне 27-й или 26-й. Продавец — о да, это был мужчина! — немедленно сообщил мне, чтобы я «не волновалась», одежда этой марки всегда «большемерит». Как тут быть довольной собой?

Конечно, это смешно и забавно, с каким маниакальным упорством мы, женщины, ежеутренне влезаем на весы, измеряем талию и примеряем «контрольную» юбку. Мы часто «стремим» своё тело к идеалу, но при этом не стремим к нему ни здоровье, ни душу. Потому что это гораздо тяжелее и непонятнее. А любая диета показывает новые цифры на весах, зато превращает нашу жизнь в сплошной ПМС со всеми вытекающими. Мы охотно отправляемся в заложники чему-то гипотетическому и порой даже не своему — мнению, одобрению, вкусу. Мы не успеваем насладиться собственными же достижениями — хотя бы достижениями по умерщвлению плоти. Даже собираясь поститься, мы думаем: «О, как раз сброшу пару килограмм!».

И конечно, дело не ограничивается одним размером одежды — многие вещи и статусы, к которым мы стремимся, не имеют ничего общего с нашими личными желаниями. Потому что лично мы хотим шоколадный эклер и новую юбку, а вовсе не семью, карьеру и просветления.

Вот что мне интересно. Когда я смотрю фото 5–15-летней давности, то обнаруживаю, что уже была идеальной. И жила такой. Но понятно это мне только сейчас. И боюсь, что я снова подспудно буду стремиться вернуть себя в тот размер. Хотя уже и понимаю, что не в нём счастье.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: