Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела (27.05.2013)

Читайте также: Суд признал потерпевшими по делу о крушении «Булгарии» еще пятерых человек >>

   
   

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель.  На борту корабля находился 201 человек,  из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13.30 по московскому времени на расстоянии менее 3-х км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судно происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа не успели подать, так как радиорубка была сразу же затоплена.  На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14.30 дня к месту крушения подошел круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию.  Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани.  На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр «Лидер». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завел уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как по сообщения Приволжской транспортной прокуратуры круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шел на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна.  Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днем траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших.  В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода, Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело.  Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышева.

   
   
Фото: РИА Новости

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъему «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина (судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье  270 УК РФ.

16-21 июля 2011 года проходили работы по подъему затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 -25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода вышли затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено еще 8 тел, тех, кто  ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

26 июля 2011 года к работам на судне «Булгария» приступили следователи.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа  2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и  халатность членов экипажа.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семенов по подозрению в преступной халатности – они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

Год со дня катастрофы теплохода «Булгария». Фотогалерея >>

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорен к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечен старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации  внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление  должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» может быть передано на рассмотрение в Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года следствие завершило расследование уголовного дела в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года  в 10.00 по московскому времени Московский районный суд  в Казани начал рассмотрение дела о крушении пассажирского лайнера в открытом режиме. В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семенова и Тимергазеева о переносе слушания на 27 мая в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

 

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова и на этом заседание было окончено.  Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.