Примерное время чтения: 7 минут
167

Подводный мир Судана: «Летающие тарелки», авиабомбы и «Тойоты»

Подводный мир Судана - это не только нетронутые коралловые сады, нераспуганная морская живность и почти полное отсутствие туристов. В доступных для ныряльщиков глубинах этой малопосещаемой части Красного моря лежат вполне сохранившиеся затонувшие корабли, трюмы и каюты которых до сих пор не разграблены.

А на склоне одного из мест­ных рифов можно увидеть город-призрак - знаменитое поселение Жака Ива Кусто, в котором он проводил свои экс­перименты. Недавно туда во время путешествия по Судану погружался Александр Ингилевич, действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео». Об увиденном он рассказал «АиФ».

«Деревня Кусто»

- Коралловый риф Шааб Руми, на котором Жак Ив Кусто возвёл свою станцию «Коншельф-2», расположен в 40 км от Порт-Судана. Там знаменитый исследователь морских глубин вёл исследования, а также снял классические документальные фильмы о жизни под водой - «Мир без солнца», «Мир безмолвия» и «Приключения в Красном море». С тех пор, вдохновлённые этими кинолентами, туда стремятся поколения дайверов. Увидеть «Деревню Кусто» - мечта очень многих.

Создавая свой посёлок, Кусто намеренно придал ему фантастический вид: один из обитаемых модулей и ангар для мини-субмарин были сконструированы в виде летающих тарелок. Кроме того, на глубине от 9 до 90 м сохранились и другие строения: например, аквариум для биологических опытов и противоакулья клетка, покрытая толстыми наростами кораллов. К сожалению, главный жилой корпус «Морская звезда», в котором жили люди, почти полностью развалился, поскольку был построен на краю обрыва. Сейчас его останки разбросаны по склону. В гораздо лучшем состоянии обломки аквариумов с треугольными стеклянными стенками и конструкция, которую команда Кусто использовала в качестве дополнительной станции, - куполообразное сооружение на четырёх ножках-опорах.

Внизу открытый вход. Мы заплываем туда и… выныриваем из-под воды! Под куполом со времён Кусто остался воздух, дышать которым, правда, не рекомендуется: за 49 лет там скопилось слишком много углекислоты. Внутри затопленной части модуля и сейчас стоит небольшой столик со стулом - «кабинет», где в течение двух недель работал сам командор Кусто, изучая возможности человеческого организма. Лежат остатки оборудования, уцелели иллюминаторы... Глубина - всего 12 м. Дно усеяно яркими голожаберными моллюсками, встречающимися только в Судане.

Арсенал «Умбрии»

А на рифе Вингейт покоится местный «титаник» - итальянский грузовой корабль «Умбрия», затонувший 10 июня 1940-го. История его крушения вкратце такова. Во время подготовки Италии к боевым действиям во Второй мировой войне «Умбрия» доставляла боеприпасы для итальянской армии в Северной Африке. На её борту было 360 тыс. бомб и 60 ящиков детонаторов, детали для «летающих лодок» - гидропланов, автомобили и бутылки с вином. Вступление страны в войну ожидалось со дня на день. Линейный корабль Британского королевского флота «Лиэндер» задержал судно и высадил десант из 20 матросов и офицеров, которые обыскали «Умбрию», а затем остались на ней ночевать. Своих намерений они не скрывали: захватить корабль и вооружение, как только настанет час икс.

Однако рано утром итальянский капитан Лоренцо Мусан услышал по радио роковое сообщение и стал единственным человеком на борту, узнавшим о вступлении Италии в войну. Сразу, пока англичане не получили той же информации, он пригласил британских офицеров в кают-компанию и начал угощать их чаем, а одновременно отдал приказ открыть кингстоны. Когда «Умбрия» оказалась под водой, жители Порт-Судана в панике начали покидать город. И не без основания: после войны группа британских взрывотехников установила, что в случае взрыва половина города могла бы исчезнуть с лица земли. Кстати, угроза апокалипсиса не исчезла до сих пор...

Сегодня эта довольно внушительная реликвия длиной 153 и шириной 18 м лежит в наклонном положении на глубине от 5 до 35 м - то есть на мелководье. Во время отлива леера (тросы) и шлюпбалки у капитанского мостика торчат из-под воды. За 71 год «Умбрия» стала частью рифа и так же, как «деревня Кусто», обросла кораллами. Исчезли палуба и другие деревянные части, но все отсеки, включая груз авиабомб, доступны для осмотра. Люки открыты: можно проплыть внутрь, увидеть боезапас, сложенный аккуратными рядами. Никто даже не пытался его разоружить.

А в некоторые помещения нетрудно проникнуть и без акваланга, только с маской и трубкой. Вокруг самолётные покрышки, целый гараж - остатки автомобилей «Фиат» и множество всё ещё запечатанных деревянных ящиков. Можно даже проникнуть и в тот самый салон, где капитан Лоренцо угощал англичан чаем, в каюты и машинное отделение. В трюме так и лежат нетронутые кувшины с вином, упакованные в сено. К счастью, у мест­ных дайверов есть негласное правило: ничего не трогать и не брать на поверхность. Поэтому «Умбрия» и не растащена, чего не скажешь, например, о затонувших кораблях в Египте, обнаруженных в своё время тем же Кусто.

Гараж «Блу Белта»

Ещё один подобный «экскурсионный» объект - грузовой корабль, затонувший на более серьёзной глубине - до 80 м. Его история темна и не раскрыта. Есть версия, что во время шторма пьяный капитан напоролся на скалы. Факты же таковы: в декабре 1977 г. принадлежавшее Саудовской Аравии судно «Блу Белт» («Голубой пояс») вышло из Джидды, имея в трюме автомобильный груз: 181 легковую автомашину, 6 грузовиков, шины и запчасти, но на следующий же день налетело на риф Шааб Суади. Всю команду спасли. Часть автомобилей сбросили за борт, но тщетно... Не исключено, что экипаж собирался подвести «Блу Белт» к берегу и нелегально разгрузиться. Судно везло контрабандный груз и было застраховано на крупную сумму. Когда возникла опасность, что его задержат таможенники, рулевой взял курс на риф. Но, скорее всего, крушение произошло из-за ошибки навигации при плохой видимости: зима стояла ненастная.

Сейчас «Блу Белт» лежит кверху килем. По дну в живописном беспорядке разбросаны «Тойоты». Однажды мы спустились туда и не пожалели: в некоторые авто можно забраться, сесть за руль, порыться в бардачке, попереключать передачи. Только посигналить нельзя.

Из «АиФ. Без границ» № 14, 2012 г.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах