Окончание. Начало в «АиФ» № 45 от 9 ноября 2013 г.
Сандал, шафран и чёрный муск
Молодой тибетский монах в чёрном колпачке и таком же халате незаметно выходит из-за ширм внутри буддийского храма эпохи династии Мин и благодушно кивает, не решаясь заговорить. Видно, что ему очень хочется пообщаться с посетителями или хотя бы просто показать им своё расположение, но мешает языковой барьер. Поэтому он вежливо топчется посреди открытого дворика, а затем помогает мне поставить свечку. Толстые жёлтые свечи и красные ароматические палочки воткнуты в песок на дне бронзовой пузатой вазы с ручками в виде драконов. Ветер несёт прямо на меня дым с ароматом сандала, шафрана и чёрного муска. Привет Гималаев.
Храм, простоявший уже 600 лет, расположен на самом верху одного из ущелий в высокогорной стране Миньшань на юге Китая. Название места звучит по-китайски поэтически и традиционно - «Долина жёлтого дракона» (другой вариант - «Порог, покрытый золотым песком»). В реальности ущелье Хуанлун - это каскады разноцветных террасных прудов с берегами будто бы из чистого золота. В безоблачный день с высоты горных склонов эта необычная сетка озёр и в самом деле кажется изогнутым телом дракона, чешуя которого сверкает и переливается на солнце. Между чешуек очень сложная система маленьких водоёмов, напоминающая ожерелье из огромного множества розовых, серебристо-белых, матово-зелёных, серо-стальных и перламутровых жемчужин, неизвестно как оказавшихся в этих местах. Подойдя ближе, видишь детали: слоистые водопады, ребристые пороги, известковые стены, природные ванны и бассейны с водой фантастического цвета, точно блюдца из бирюзы и нефрита. Всего - около 3500 озёр (точнее, прудов), расположенных цепью каскадов длиной 3,5 км на высоте почти 4 тыс. м над уровнем моря. Около 700 прудов сравнительно велики, но большинство величиной с большую лужу и разделены только тонкими перегородками из известняка.
Вокруг нетронутые леса заповедника. Над крышей храма - высочайшая вершина хребта Миньшань высотой 5588 м, круглый год покрытая снегом. «Жёлтого дракона» окружают 7 таких же пиков выше 5000 м. А за ними - новые снежные пики, тибетские деревни и ледники. Кстати, ручьи с ледников - главный источник воды в этом районе.
Мистика или химия?
Монах долго не может понять, откуда мы. Наконец его лицо озаряется: «Мо-си-ку!» Москва. Он приходит в ребяческий восторг и позирует для фото, а потом через переводчика рассказывает легенду об отшельнике, который с помощью медитаций достиг тут бессмертия в облике жёлтого дракона. «В представлении китайцев, которые любят раскладывать всё по полочкам, ущелье Хуанлун представляет собой не что иное, как «четыре совершенства», - говорит наш гид Сун Бицзунь, сотрудница по туризму администрации провинции Сычуань. - То есть сочетание водопадов, альпийских лугов, снежных вершин и горячих источников». Главное совершенство - это, естественно, каскады прудов и террасы из известкового туфа, глядя на которые легко вообразить, будто вы перенеслись в мир «Властелина колец». Тут просто пахнет какой-то мистикой.
«Но дело не в мистике, а в химии, - объясняет Ян Йи Линь, замначальника отдела туризма заповедника «Цзючжайгоу». - «Чешуя дракона» - это отложения кальция и известняка. На протяжении тысячелетий вода с ледников из верховий Тибета просачивалась сюда вместе с подземными ручьями и горячими источниками. Из-за перепада температуры растворённые в ней соли кальция начинали кристаллизоваться и оседали на порогах и складках местности, образуя неземной пейзаж - узорную лестницу из золотистых, молочно-белых, серых, коричневых дуг, колец и чешуек, своего рода «бордюров» или оправ, внутри которых искрятся бриллиантовые прудики.
Чаши с тонкими краями громоздятся друг на друге, вода переливается из одной в другую, а местные минералы, редкие водоросли и микроорганизмы придают ей самые необычные оттенки, в том числе янтарный, оранжевый, красный. Получается действительно какой-то неземной пейзаж: то ли чьи-то следы, то ли древняя тайнопись. К сожалению, купаться в этих натуральных джакузи нельзя. Но можно спуститься с деревянного пешего настила под один из местных мостиков и умыться в ручье. А заодно побыть наедине с горами.
С декабря по март заповедник закрыт. Зимой его каскады покрыты льдом, но не разноцветным, а бирюзово-голубым, что особенно живописно выглядит на водопаде Чжага с вертикалью 93 м и шириной 40 м- крупнейшем в Китае по высоте падения. Если повезёт, в лесу можно увидеть редких животных - гигантскую панду, золотистую курносую обезьяну, юнаньского леопарда и бамбукового медведя. Туристы передвигаются не по тропинкам, а по специальным широким настилам, где встречаются и беседки в виде пагод, и биотуалеты, и местные крестьяне-тибетцы, убирающие мусор.
Хуанлун расположен на северо-западе провинции Сычуань примерно в 400 км к северо-западу от административного центра Чэнду. От Москвы вам, скорее всего, придётся лететь с пересадкой в Урумчи, а потом ехать на рейсовом автобусе часов 15 - и не напрямую, а минуя пейзажный район Цзючжайгоу. Оттуда до Хуанлуна ходят специальные туристические автобусы. Напрямую из Чэнду можно добраться на такси или самолёте. Ещё один путь - на перекладных долететь до ближайшего к заповеднику города с аэропортом Сунпань, а оттуда два часа ехать автобусом.
Пешее восхождение к «жёлтому дракону» тоже займёт часа два-полтора. Либо можно воспользоваться фуникулёром. Путь неблизкий, зато наверху, если отрешиться от толп экскурсантов, большинство из которых китайцы и жители Тайваня, - полная медитация.
«АиФ. Без границ» № 49