Ведущий конференции:К сожалению, наша встреча сегодня проходит на фоне трагических событий — взрыв в Домодедово. Где бы ни происходили такие ситуации, они вплотную касаются Вашей службы, поскольку успех мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации во многом зависит от нее. Как Вы переживаете дни после того, что произошло в Домодедово?
Сергей Сергеев: Информация о взрыве пришла в дежурную часть управления ГАИ Московской области через несколько минут после того, как произошло это событие. На территории, прилегающей к аэропорту Домодедово, дежурило 4 наряда ДПС, а на 43 км работал стационарный пост ДПС. Понимая, что самым уязвимым местом в таких ситуациях является организация дорожного движения — т. е. возможность подъезда оперативных служб, Скорой помощи, службы медицины катастроф для ликвидации последствий происшествия, оказания помощи пострадавшим при террористических актах, первым делом в этот район было направлено 10 нарядов ДПС, которые находились на данном направлении в резерве. Они в течение 10 минут прибыли на площадь аэропорта и организовали работу по обеспечению беспрепятственного движения транспортных средств.
В целом, было задействовано 26 нарядов ДПС и 10 мы сформировали в резерв для того, чтобы при необходимости обеспечить сопровождение автомашин Скорой помощи, которые вывозили пострадавших в ближайшие районные больницы, сопровождение взрывотехников, следственных групп, выезжавших из Домодедово.
По оценке ситуации, никаких заминок в организации движения, доступе транспортных средств к месту трагедии не было. Мы избежали суеты и неразберихи, которая порой возникает в таких случаях. Я думаю, что это в некоторой степени позволило быстро отреагировать всем оперативным службам. Я не видел ни одного критического замечания в части подходов, подъездов к аэропорту. Я считаю это самой высокой оценкой того, что мы дали возможность оперативным службам ликвидировать последствия, а главное — быстро оказывать помощь людям. 110 машин Скорой помощи беспрепятственно и оперативно доставили людей в медицинские учреждения.
Достаточно оперативно отреагировало Министерство транспорта Московской области: только на маршруте от аэропорта Домодедово до метро работало 20 автобусов, которые осуществляли челночные движения, обеспечивая перевозку пассажиров туда и обратно.
В целом, аэропорт функционировал без заминок в части доставки, прилета-отлета пассажиров. Кроме этого, бесплатно работал аэроэкспресс, было очень много добровольцев, которые предлагали свою помощь. Я подчеркиваю, что вопросов, связанных с транспортным обслуживанием в этот момент не возникало.
Ведущий конференции: Сергей Алексеевич, глядя на фотографии волонтеров, я, признаться, немного переживал, что до аэропорта сложно будет добраться...
Сергей Сергеев: Были волонтеры, но я хочу сказать, что проблем, связанных с малейшим замедлением транспорта от аэропорта до МКАДа не возникало. Были открыты все терминалы доступа транспортных средств, достаточно грамотно действовали сотрудники парковочных служб. То есть волна волонтеров была не востребована. Хотя это в очередной раз доказывает, что у нас нормальное, здоровое общество — граждане адекватно отреагировали на проблемы и беды других людей. Здесь я бы хотел отметить, что мы были научены горьким опытом. Когда возникли предновогодние проблемы, связанные с функционированием аэропорта Домодедово, мы достаточно внимательно проанализировали вопросы транспортного обеспечения комплекса с точки зрения организации дорожного движения. Мы вместе с администрацией, обслуживающей привокзальную площадь, провели рабочую встречу, определили этапность исполнения работ, связанных с изменением организации рабочего движения, предложили разделить потоки, связанные с прилетом-отлетом, разделить пешеходное и автомобильное движение, доставлять граждан от стоянок до комплекса аэропорта на микроавтобусах. Наши замечания были приняты администрацией комплекса, сформировался определенный план действий. К маю, мы уверены, разделение потоков произойдет, будет дополнительно организован въезд. Таким образом, в плановом порядке разобравшись с предыдущей ситуацией, при возникновении новой проблемы все, что мы наработали, помогло нам выполнить поставленные задачи.
Ведущий конференции: Я искренне считаю, что Подмосковье, с точки зрения Вашей службы, сложнее, чем Москва, потому что существует огромное количество стратегически важных объектов, федеральных трасс и т. п. Обсуждались ли после трагедии варианты более усиленной безопасности?
Сергей Сергеев: По нашей линии основной акцент мы делаем на работе контрольных постов милиции: они оснащены должным образом: имеются системы видеонаблюдения, прямой доступ к милицейским базам, которые позволяют выявлять транспортные средства. Основная задача нашей службы — работа по тем ориентировкам, которые мы получаем от других специальных служб по выявлению и задержанию тех транспортных средств, которые представляют оперативный интерес, находятся в розыске. Элементы сплошного, локального досмотра и проверки транспортных средств возможны в определенных ситуациях на конкретных участках, но все должно быть в рамках действующего законодательства, потому что иначе это повлечет за собой замедление движения, а значит, дополнительные проблемы. Мы делаем акцент на взаимодействии с криминальной милицией, специальными службами, чтобы при получении оперативной информации быстро и качественно ее отработать. Сегодня востребованы системы видеонаблюдения, которые функционируют в интересах не только безопасности дорожного движения, но и в интересах криминальной милиции. В аналогичных ситуациях делаются определенные выборки транспортных средств, чтобы оказать помощь в расследовании преступления.
Ведущий конференции: Сейчас Дума рассматривает вопрос об организации многоуровневой системы безопасности. Как Вы оцениваете этот законопроект?
Сергей Сергеев: Готовность оперативных служб — это готовность сил ГИБДД оперативно обеспечить движение специальных служб для ликвидации той или иной ЧС, оказания помощи людям, сопровождения аварийно-восстановительных колонн — то есть максимальная готовность службы выполнить ту задачу, которая на нее возложена в той или иной ситуации. Одно дело — необходимо время для того, чтобы провести сосредоточение определенных сил. Другое дело — когда эти наряды находятся в полной готовности, чтобы решить ту или иную задачу. Это и есть разная степень готовности, в том числе и руководящего состава, оперативных штабов, штабных групп, сил восстановления. На мой взгляд, сейчас это целесообразно, необходимо и диктуется временем.
Ольга Ивановна:Сергей Алексеевич, скоро наступит дачный период. В пятницу все едут за город. Нельзя ли на сложных неуправляемых перекрестках ставить сотрудника ГАИ. Я лично говорю о съезде с новой Варшавки на старую от Москвы до Чехова? Когда они там стоят, никаких пробок нет, когда их там нет, водители выстраиваются в четыре, пять рядов и... кто первый успеет проскочить. Очень опасно бывает. Спасибо.
Сергей Сергеев: В утренние и вечерние часы на федеральных автомобильных дорогах мы выставляем дополнительных сотрудников ДПС для проведения распределительно-регулировочный действий. Например, в утренние часы возникает сложнейшая ситуация на Минском и Можайском направлениях. Для того чтобы обеспечить поток транспорта в эти часы мы выставляем 27 сотрудников ДПС. Фактически все светофорные объекты находятся под регулировочным действием. Или, к примеру, на Горьковском направлении на 18 светофорных объектах мы вынуждены выставлять сотрудников для того, чтобы обеспечить пропуск транспорта по городу Балашиха. В пятницу — воскресенье, даже в межсезонье, мы вынуждены выставлять такие же наряды.
Дачный сезон откроется в апреле, и мы наряды будем только увеличивать. Если говорить о конкретном участке дороги от Варшавского шоссе до города Чехов, мы действительно выставляем там сотрудников ДПС, потому что иначе проблем не решить. Основные задачи связаны с тем, что пропускная способность улично-дорожной сети, к сожалению, недостаточна, а транспортный парк растет. Сегодня транспортный парк Московской области составляет 2 млн. 660 тыс. транспортных средств, и он ежедневно пополняется. Аналогично в Москве, плюс 1 млн транзитного транспорта ежесуточно проходит по городу. Получается, более 7 млн транспортных средств постоянно находится в московском регионе, это колоссальная нагрузка, которая ложится на улично-дорожную сеть. Учитывая, что сегодня в первую очередь федеральные автомобильные дороги создают определенные проблемы, связанные с пропускной способностью транспорта, то ситуация усугубляется. В настоящее время с учетом того, что приняты взвешенные решения, связанные с реконструкцией улично-дорожной сети московского узла, в целом, думаю, что ситуация для нас осложняется, поскольку, наряду с нашей работой, мы будем решать вопросы, связанные с организацией движения в местах, где ведется строительство, ремонт и реконструкция дорог.
Илья:Поборы и отсутствие порядка на дорогах уже стали притчей во языцех. Что лично Вы предпринимаете, чтобы ситуация улучшилась? И еще вопрос — когда сами сотрудники ГИБДД будут знать (и что важно — соблюдать) правила дорожного движения? Зачастую в спорной ситуации становится понятно, что главная цель — просто «срубить денег с водилы». И правила меняются «по ходу». Это хорошо, если ты и ПДД знаешь, и свои права тоже знаешь. А если нет? Когда наконец Ваше ведомство прекратит кроить законы для еще большего развития системы взяток от собственного бессилия бороться со взяточничеством?
Сергей Сергеев: Подготовка сотрудников — это самая больная тема, существующая на сегодняшний день. Она связана с другой проблемой — подбор и расстановка кадров. Приятно набирать людей, когда есть определенный социальный пакет, материальный стимул, выбор. Хочу отметить, что граждане не стоят в очереди для поступления в нашу службу. Я надеюсь, что реформа, которая сейчас проводится, поможет в решении данного вопроса, в том числе, мы очень ждем социальный пакет, который будет предусмотрен сотрудникам полиции.
Возвращаясь к вопросам профессиональной подготовки — в первую очередь гражданин сталкивается с сотрудниками дорожно-патрульной службы. Мы несколько лет занимаемся этим вопросом вплотную, у нас существует определенная система подготовки кадров. Кроме того, что проводится в рамках Министерства внутренних дел, нами дополнительно ежемесячно организовано прохождение каждым сотрудником определенных учебно-тренировочных сборов, на которых отрабатываются практические навыки. Они касаются повторного изучения ПДД, нюансов, которые возникают в административном законодательстве, отработке практических навыков, тех элементов, которые ему необходимы на дороге. Ежедневно сотрудник, прежде чем заступить на службу, в обязательном порядке во всех подразделениях Московской области должен сдать тест на ПДД и на знание административного регламента. Если он не сдал тест, командир его обязан не допустить к несению службы до тех пор, пока он не пересдаст. Понятно, что иногда возникают некоторые нюансы: бывают сложные дорожно-транспортные происшествия, порой мы сами с заявителем не один час разбираемся, чтобы понять, кто виноват. В ДТП необходимо разобраться с механизмами самого происшествия, а это очень серьезный вопрос.
В нашем регионе каждый сотрудник — государственный инспектор обязан ежегодно пройти профессиональный тест. Для того чтобы вас допустили к проведению государственного технического осмотра, вы обязаны приехать в управление ГАИ и сдать зачет профессиональной комиссии, которая состоит из специалистов управления ГАИ. Если вы не сдали зачет, то вы не допускаетесь для работ по проведению государственного технического осмотра, вы будете числиться на должности инспектора, но выполнять другие задачи. Если вы допускаетесь, то получаете индивидуальный штамп. У инспектора должна быть индивидуальная ответственность, если ему государство доверило экзаменовать кандидатов в водители и оценивать их подготовку.
Если вдруг что-то случится, мы проверим, насколько профессионально этот инспектор принимал теоретический и практический экзамен. При приеме экзамена и проведении технического осмотра ведется не только учет в компьютерной программе, но и видеозапись. Психологически человек должен быть готов к тому, что он отвечает за данный участок работы — это основной принцип, который мы закладываем в свою деятельность.
Антон Викторович: В Химках, на Проспекте Мира сразу после моста через октябрьскую ж/д около года назад повесили видеокамеру. Она исправно работала, нарушителям на почту стали приходить штрафы за превышение. Но буквально через полгода ее «отключили» — не знаю, снимает она или нет, но штрафы на почту больше не приходят, все опять гоняют как хотят. Вопрос — зачем тогда вешали? Камера, проработавшая всего полгода — это выброшенные на ветер деньги налогоплательщиков, мои деньги!
Сергей Сергеев: У некоторых участников дорожного движения порой возникает вопрос: работает камера или нет. Если комплекс функционирует, то при превышении скорости камера это зафиксирует и штраф придет. Как только видеокомплекс начинает работать, по истечении месяца количество правонарушений в зоне обзора снижается на 20%. Только за прошлый год автоматическими комплексами видеофиксации было зафиксировано правонарушений, на которые наложен административный штраф на сумму более 750 млн. рублей.
В настоящее время на территории МО функционирует 82 комплекса. До конца текущего года будут введены в эксплуатацию еще 35 стационарных комплексов, и 90 комплексов, которые будут перемещаться в зависимости от очага аварийности. Мы поставили задачу техническим специалистам оборудовать 20 точек специальными устройствами, в которые можно поместить видеокомплекс. Водитель видит, что стоит комплекс, но функционирует он в данный момент или нет — это уже другой вопрос. Главный принцип работы видеокомплекса — это снижение скоростного режима, а, значит, профилактика снижения количества происшествий.
Dmitri: Когда у нас видеокамеры окончательно заменят ДПСников с радарами и взятками? И чтобы камеры — работали, а не висели муляжами?
Сергей Сергеев: Я думаю, что в ближайшей перспективе это вряд ли произойдет, потому что человеческий фактор обязан присутствовать. Даже во Франции, где используется наибольшее количество видеокомплексов, периодически проводятся локальные мероприятия, возможно, не в том масштабе, как у нас в стране. Нет смысла держать сотрудников для надзорных действий, когда стоят видеокомплексы. Снижение количества ДТП за прошедший год во многом зависит от активного внедрения в нашей области автоматической системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
Сотрудник ДПС наряду с выполнением многих других функций, необходим для оформления ДТП. Мы констатируем, что количество ДТП с материальным ущербом растет. Во многом это связано с тем, что увеличивается транспортный парк, это входит в диспропорцию с развитием улично-дорожной сети, увеличивается риск возникновения ДТП. В прошлом году зарегистрировано 213 тыс. ДТП с материальным ущербом, для нас это серьезный вопрос. Сегодня в ряде подразделений за сутки фиксируется больше 50 ДТП с материальным ущербом, практически
Михаил2: Сергей Алексеевич, всячески поддерживаю Ваше требование довести сумму ущерба, при которой водители при ДТП могут не вызывать ГАИ, до 100 000. Надо дать возможность разумным людям быстро решать проблемы. Что может помешать такому решению? Позиция страховых компаний?
Сергей Сергеев: На мой взгляд, многие государственные органы в такой же последовательности ставят данный вопрос. Сегодня в рамках реформирования стоит вопрос о сокращении личного состава МВД на 20%. На 12% мы уже сократили в прошлом году. За счет чего мы должны это сделать? За счет сокращения сотрудников, ведущих прием населения, связанных с работой регистрационно-экзаменационных подразделений, технического надзора, или за счет наряда ДПС. Основной процент сотрудников — это сотрудники ДПС, которые осуществляют надзор и профилактику.
Можем ли мы сегодня использовать резерв по линии ДПС? Да, это активное внедрение систем видеофиксации, но ослабить надзор мы не можем. Есть хороший закон, связанный с усилением административной ответственности, но он работать не будет, если нет контроля за его исполнением. Внедряя автоматическую видеофиксацию, мы обеспечиваем более объективное исполнение законодательства. Но в то же время у нас происходит увеличение количества ДТП с материальным ущербом, в этой связи возникает вопрос, связанный со следующим моментом: у нас бывает масса обращений граждан, связанных с выездом сотрудников на места ДТП. Принятая норма о том, что граждане могут без вызова наряда ДПС оформить дорожно-транспортное происшествие при взаимном согласии, если материальный ущерб не превышает 25 тысяч рублей, к сожалению, не востребован участниками дорожного движения. Я затрудняюсь назвать, насколько мала доля таких ДТП. Также жители боятся того, что в результате ДТП могут быть скрытые повреждения, тогда проблемы возникнут со страховыми организациями. Большинство граждан не могут определить сумму восстановления автомобиля.
Преодолеть психологически этот барьер невозможно, 50 тысяч рублей мне не дают никаких гарантий. Опрашивая водителей, я вижу, что это можно решить только, если повысить сумму ущерба до 100 тыс. рублей. Можно пойти на более радикальную меру: все ДТП оформлять без присутствия сотрудников ДПС. Ответственность в данном случае должна лечь на страховые сообщества. Я думаю, что нам все равно надо приходить к определенным решениям в интересах общества.
Артем 1981: Добрый день, Сергей Алексеевич, я еще только собираюсь получать права, поэтому вопрос такой: недавно стал свидетелем ситуации, когда пешеход переходил дорогу в неположенном месте, в результате, его сбила машина (к счастью без летального исхода), в данном случае какие меры будут и будут ли предприняты по отношению к водителю? Потому что отвечать за безголовых людей, которые то бегут на красный свет, взяв за руку ребенка, то элементарно по сторонам не смотрят мне не хочется, а таких «одаренных» как минимум 50% населения.
Сергей Сергеев: У нас за прошлый год было зарегистрировано более 300 ДТП с пострадавшими на пешеходных переходах, при том, что количество таких происшествий снизилось на 16%. Были приняты жесткие административные меры в отношение водителей транспортных средств и в отношение пешеходов. Мы ежесуточно привлекаем к административной ответственности более 500 водителей транспортных средств, которые не предоставляют пешеходам преимущество при движении по пешеходным переходам и около 400 пешеходов, которые переходят дорогу в неустановленных местах. Акцент надо сделать на создании условий для движения пешеходов, чтобы движение пешеходов не пересекалось с движением транспортных средств — это вопрос, которым длительное время не занимались. Обратите внимание, у нас масса дорог, где нет тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, ограждений проезжей части и зоны пешеходов. У нас есть многополосные трассы, где через
Безусловно, если мы говорим о создании надлежащих условий для пешеходов, усиления ответственности, третья составляющая — общая культура, от которой мы тоже никуда не уйдем. Когда милиционер останавливает пешехода, который нарушает правила, пешеход не понимает, что он допускает нарушение. Сиюминутного решения этих проблем не будет, должна быть хорошая системная постоянная работа, тогда будет определенный результат. Мы работаем в детских садах, школах, с юного возраста учим детей ПДД. К сожалению, неприятно видеть взрослого, который своим поведением показывает ребенку дурной пример.
Сергей Зимин: Подскажите, пожалуйста, когда будет наведен порядок как в школах, так и при приеме экзаменов? Люди, выпускаемые с корочками, водить не умеют и правил не знают. Результат — очень много искалеченных людей на дорогах и смертельных исходов.
Сергей Сергеев: Во-первых, если инструктор или преподаватель говорят, что необходимо собрать деньги для сдачи экзамена, не верьте им. Во-вторых, экзамены вы будете сдавать на компьютере. Если вы знаете ПДД, зачем вы должны кому-то что-то давать? Вторую часть — на экзаменационной площадке — вы будете сдавать в присутствии целой комиссии. Мы практикуем это уже не первый год, на экзамене присутствует представитель общественности, либо сотрудник аппарата управления, чтобы уйти от принципа субъективности. Кроме этого все ваши действия фиксируются на видеокамеру. Таким образом, система экзаменов находится под видеоконтролем.
Вы можете всегда обратиться к нам с заявлением или жалобой на какие-то противоправные действия. Если есть намеки, то, пожалуйста, дайте нам информацию и мы обязательно с этим вопросом разберемся. Если необходимо проведем проверку, направим материал в прокуратуру.
У нас есть телефон доверия —
Ведущий конференции: Что делать тем, у кого установлен штатный ксенон, как с ним пройти техосмотр?
Сергей Сергеев: Если на транспортном средстве установлены штатные заводские ксеноны, никаких проблем при прохождении технического осмотра быть не может. Проблема может возникнуть, если допущены нарушения или отступления от технического регламента, или если была произвольная доработка конструкции транспортного средства.
Ведущий конференции: Говорят, атермальные стекла тоже не установлены российским стандартом, регламентом, так ли это?
Сергей Сергеев: Такого вопроса у нас в области не возникало.
koteysky: Когда запретят мигалки? Столько аврий из-за них. И очередная авария на рублевке — снова виновата девушка?
Сергей Сергеев: На сегодня действует жесткий порядок. Постановлением Правительства РФ определена категория должностных лиц, которые имеют разрешение на установку специальных сигналов. Есть специальные требования подготовки водителей транспортных средств. Если говорить в целом о специальных сигналах, то они установлены на автомобилях аварийно-восстановительных служб, на машинах Скорой помощи. Для того чтобы обеспечить оперативное прибытие они используют специальные сигналы, такой порядок определен во многих государствах.
Если говорить о ДТП с участием таких машин, хочу отметить, что их процент мал и последствия ничтожны. С водителем, который управляет такой машиной и нарушает ПДД, необходимо разбираются в индивидуальном порядке.
Варякин Денис Михайлович: Сергей Алексеевич, когда разрешат проходить технический осмотр ТС в любом регионе российской федерации, а то в истринском районе МО технический осмотр ТС непроводят если температура воздуха ниже −5.
Сергей Сергеев: На сегодняшний день в 8 районах МО нет условий для проведения качественного техосмотра в современных комплексах. Пока не построили комплексов, граждане вынуждены обращаться в соседние районы для того, чтобы пройти государственный технический осмотр. В целом, у нас около 40 пунктов в МО, где независимо от места жительства вы можете пройти техосмотр. У нас нет проблем, связанных с очередями. В Истринском и Красногорском районам будут введены в эксплуатацию новые пункты техосмотра. Если мы говорим о масштабе Москвы и МО или общероссийском, то здесь главным требованием является наличие информационных баз. Мы готовы работать со всеми регионами, вопрос лишь в доступе к базам данных, для этого необходимы каналы связи.
А. Белозеров: Будут ли какие-нибудь существенные поправки/добавки к ПДД 2011, а то автовладельцы по каким-то для меня до сих пор непонятным причинам все всегда узнают последними?
Сергей Сергеев: На 2011 год по нашей информации никаких принципиальных изменений вноситься не будет. В кодекс административных правонарушений возможно изменения будут внесены, поскольку это живой правовой механизм.
Вся информация, касающаяся ПДД, изменений в кодексе административных правонарушений, имеется на нашем сайте, мы стараемся всегда оперативно реагировать. Мы работаем на сайте в режиме вопрос-ответ. Если возникает экстренный вопрос, что-то неясно человеку, рекомендуем обратиться на наш сайт. Мы обязательно отреагируем и быстро ответим. Также существует телефон круглосуточной дежурной службы:
Ведущий конференции: Большое спасибо за ответы. Я надеюсь, что в 2011 году все негативные показатели будут улучшаться.
Сергей Сергеев: Главное — то, что за последние 3 года количество погибших на дорогах МО сократилось на 40%, аналогичная тенденция сохраняется на всех российских дорогах. Я надеюсь, что количество ДТП с каждым годом будут минимизироваться, поскольку есть понимание органов государственной власти, поддержка, понимание общества, а главное — есть желание всех граждан сохраниться как нации.