Недавно закончился досрочный этап единого государственного экзамена. Правила и нововведения в процедуре проведения экзамена в 2018 году стали основными темами беседы нашего корреспондента с заместителем руководителя Департамента образования города Москвы Гайяром Таеровичем Алимовым.
— Гайяр Таерович, какие новшества введены в этом учебном году в процедуру сдачи единого государственного экзамена?
— Особых новшеств непосредственно для участников экзамена нет. Они должны прежде всего владеть материалом, по которому сдают экзамен. Процедурно меняется порядок получения экзаменационных материалов. Если в прошлые годы экзаменационные материалы доставлялись в школы в запечатанных конвертах, то в этом году они распечатываются непосредственно в аудитории пункта проведения экзамена (ППЭ). Теперь в аудитории установлен принтер, и организаторы вместе с членом государственной экзаменационной комиссии с помощью цифровой подписи и защищенного соединения с зашифрованной флешки распечатывают контрольно-измерительные материалы (КИМ), то есть сами задания и бланки, на которых ребята будут их выполнять. Если раньше мы собирали выполненные работы на пункте и отвозили в Региональный центр обработки информации (РЦОИ) силами специалистов Управления специальной связи, то сейчас эти же материалы непосредственно по окончании экзамена в штабе ППЭ сканируются и по установленному каналу связи оказываются в течение нескольких минут в РЦОИ, то есть на сервере, который интегрирован с Федеральной информационной системой. Все бланки практически мгновенно после окончания экзамена поступают в единую сеть. А дальше все как обычно. При проверке печатается копия бланков, и предметная комиссия начинает работу на следующий день после экзамена. Это основные процедурные новшества в проведении ЕГЭ-11.ЕГЭ
— Все ли пункты оборудованы по-новому?
— На досрочном этапе у нас было порядка 25 пунктов проведения экзамена. В разные дни было задействовано разное количество: в какие-то дни — 2, в другие — 20. В основной период проведения экзаменов, конечно, будет значительно больше: около 300, включая пункты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть и на дому, и в лечебных учреждениях. Все пункты и досрочного, и основного этапов оборудованы принтерами, сканерами для того, чтобы печатать экзаменационные задания непосредственно в аудитории. Досрочный период уже прошел по этой технологии.
— Печать экзаменационных материалов в этом году для ОГЭ-9 также будет производиться в аудитории?
— Возможно, в будущем для экзамена в 9 классе мы тоже перейдем на новую систему, но пока на ОГЭ остается та же система, которая была в предыдущие годы: задания доставляются спецсвязью, запечатанные в конвертах, и спецсвязью отправляются в конвертах обратно в РЦОИ.
— Как удается Москве создавать условия для честной, прозрачной процедуры проведения единого государственного экзамена?
— Думаю, что многое зависит не столько от технологических приемов, сколько от самих выпускников и их первоначального настроя на честную сдачу экзамена. С точки зрения контроля здесь, конечно, многое зависит от организованности работников пункта. Насколько четко сам экзамен выстроен, как организатор ведет себя в аудитории, ведь он является именно тем человеком, который контролирует ход проведения строго по тем нормативным документам, которые действуют в сфере государственной итоговой аттестации. Конечно, огромная роль здесь отведена и процедуре видеонаблюдения. Она позволяет в случае каких-то «шероховатостей» любую аудиторию или рабочее место любого участника просмотреть, оценить качество работы организаторов, то, насколько корректно проводится процедура в самой аудитории. Плюс к этому на пункте работает не менее 2-3 общественных наблюдателей, которые находятся там в течение всего периода проведения экзамена до тех пор, пока материалы не будут отсканированы либо не будут направлены спецсвязью в РЦОИ. Наблюдатели имеют доступ в любое помещение, в любую аудиторию, могут свободно перемещаться по ППЭ. Существует федеральный портал Smotriege.ru, на котором в режиме онлайн-наблюдения зарегистрировавшиеся пользователи могут видеть любой московский пункт в реальном времени. Все аудитории, как и помещения РЦОИ, куда поступают материалы, как и все помещения предметной и конфликтной комиссий, оснащены системой видеонаблюдения. Если на пунктах видеонаблюдение работает во время экзаменов, то в РЦОИ, предметных и конфликтных комиссиях видеонаблюдение ведется весь экзаменационный период круглосуточно. И в случае каких-то подозрений или сомнений в объективности проведения все можно перепроверить, причём в любое время.
— Уровень знаний учеников в течение учебного года периодически проверяется на независимых предметных диагностиках. Для чего нужны подобные диагностики, обязательны ли они для школ?
— Есть независимые диагностики обязательные, которые проводит город.
А есть диагностики, которые выбирает сама школа, и тем самым, заменив некоторые виды текущего контроля, не увеличивая объем контрольной нагрузки на ученика, получает абсолютно объективный результат. Все диагностики проводятся в присутствии наблюдателя, и сомнений в достоверности этих результатов не может быть ни у кого: ни у учителя, ни у родителей, ни у администрации школы. Этот объективный результат администрация школы может использовать для дальнейшей работы с конкретным педагогом. Если в школе выстроена система, которая позволяет достоверно утверждать, что все результаты самостоятельных и контрольных работ объективны, тогда независимая диагностика — это для школы дополнительный, но вовсе не обязательный элемент. А если данные независимой диагностики очень сильно не совпадают с результатами обычных контрольных работ в каком-то конкретном классе по конкретному предмету, то это вызывает большие вопросы к организации общей работы учителя. Самому учителю тогда необходимо задуматься о том, почему так происходит: контрольные работы школьник пишет на 5 и 4, а проведи независимую диагностику по этому предмету — и все совсем не так. Поэтому в этом большая польза, но, я подчеркиваю, если система контроля качества в школе выстроена таким образом, что результатам можно доверять, то независимая диагностика — это только дополнительный механизм, но вовсе не обязательный.
— Гайяр Таерович, по вашему мнению, на что следует обратить пристальное внимание родителям и самим выпускникам сейчас, накануне начала основного периода экзамена?
— Я посоветовал бы обратить внимание на общий настрой. Понятно, что все волнуются, а родители переживают гораздо сильнее, нежели выпускники. Переживают и сами школьники, особенно — ответственные ребята, которые настроены на получение высокого результата. Тем не менее важно собраться. Существует много сайтов, примеров, советов по этому поводу. Как учитель математики я считаю, что если ты занимался и собрался сдавать математику на профильном уровне, если она тебе нужна для поступления в вуз, то, конечно, ты готовишься к экзаменам не в последний день. В последние месяцы и дни ты только оттачиваешь некоторые типы заданий, которые вызывают какие-то трудности. Плодотворная учеба в течение всего периода обучения поможет этот экзамен спокойно сдать. Конечно, в любом случае сейчас нужно заниматься повторением, посмотреть варианты. Вариантов в открытом банке заданий ЕГЭ или ОГЭ достаточно много, можно прийти в Центр независимой диагностики, снять свою тревогу, попробовав присутствовать на экзамене в реальной обстановке. Кроме того, в мае у нас планируются тренировочные мероприятия для всех выпускников. Мы будем проводить тренировочный экзамен, чтобы организаторы опробовали печать материалов в аудитории, а ребята еще раз потренировались в работе с бланками, посмотрели типы заданий.