Полина Хозяинова, психолог по образованию, работает воспитательницей в детском саду. Она курирует и организует досуг младшей группы «Светлячки» и преподаёт детям песочную терапию. Полина пишет магистерскую диссертацию, много раз она собиралась оставить работу и заняться наукой. Но признаётся: не может жить без общения с детьми. Приходится разрываться между учёбой и работой.
Утро воспитателя
Рабочий день Полины начинается в 11 утра, ровно как и её занятия по песочной терапии. Она встаёт в половине десятого, на завтрак — крепкий зелёный чай и яблоко. В её глазах читается предвкушение чего-то радостного, на работу она собирается, как на праздник. Хоть и одета она повседневно — джинсовый костюм и футболка. Но настроение — приподнятое.
«Я закончила факультет психологии и управления, сейчас в магистратуре. Но с пятнадцати лет уже работала с детьми. Всё началось с того, что я сидела с сыном соседки. Зарабатывала копеечку, как сейчас помню, 50 рублей в час. Но деньги мне были не важны, мне нравился процесс! Я почувствовала, что легко могу найти контакт с ребёнком, что я его понимаю», — говорит Полина, берёт с подоконника ключи и обувается.
Как раз от одной из мам своих воспитанниц Полина и узнала о вакантной должности в детском саду.
«Я с восьми месяцев воспитывала дочь этой женщины — Нику. Сейчас ей два годика, и она в моей группе — «Светлячки».
По дороге на работу Полина заезжает к знакомым, которые уехали в отпуск, кормит их пса Ральфа. Он приветствует её громким лаем и лижет её руки.
«Здравствуй, мой хороший! Я на минутку, на работу убегаю! Вчера устала очень, дети отнимают много энергии, но потом и заряжают ей. Такой круговорот!» — смеётся она и идёт к машине.
Хочешь воспитать ребёнка? Начни с себя
В саду её уже ждёт средняя группа «Звёздочки». Они готовы к занятию по песочной терапии.
«Это скорее игра, чем занятие. Я пытаюсь их увлечь, заинтересовать, но если ребёнок не хочет работать с песком, я его не заставляю. Я иду за его желаниями, хочет рисовать — рисует, лепить — лепит. Главное — чтобы без дела не слонялся!».
Полина достаёт поднос с песком и ставит его на стол. Дети садятся на стульчики.
«Образовательная песочная терапия. Будем сегодня учить дорожные знаки. Но сначала поиграем».
«Выбираем игрушку и садимся за стол», — ласково говорит Полина детям. Они послушно подходят к подносу с игрушками и выбирают себе героев.
«Я учу их ролевым играм. Кто-то Бармалей, кто-то собачка. Бармалей кричит, собачка плачет. Потом малыши меняются ролями. Таким образом я даю им возможность понять, как бывает неприятно, когда на тебя кричат», — рассказывает Полина. — Ведь зачастую дети не знают, как по-разному они могут себя вести. Родители задают им определённую модель поведения в их семье.
Я же показываю, что есть другие модели, варианты поведения. Они должны знать, что у них всегда есть выбор. Вообще, родители — это проводники ребёнка. Они могут не только созидать его жизнь, но иногда и разрушать. Хочешь воспитать ребёнка? Начни с себя. Надо себя воспитывать. Ведь ребёнок — твоё отражение».
Песок — репетиция неудач
Полина говорит, что ей всегда хотелось помогать детям с помощью песочной терапии. Это изобретение известного психотерапевта Карла Густава Юнга, он говорил: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».
«Песок — репетиция твоих неудач. Это удивительный природный материал, способный передать одновременно ощущение и разнообразия природы, и возможностей своего тела, и сущности жизни с её текучестью, неожиданностью, множеством форм, — размышляет Полина. — Сама структура песка притягивает малышей, зовёт поиграть с ним, вступить во взаимодействие. Ребёнок чувствует себя творцом».
«Давай сделаю тебе массаж, песочек посыпался сквозь пальчики!» — говорит Полина девочке, которая никак не хочет закончить игру с песком.
Этот массаж помогает развить моторику.
«Я работаю и частным детским психологом. Занимаюсь с клиентами прямо здесь, — говорит Полина. — Однажды женщина привела мне своего пятилетнего сына, а у него садистские наклонности. Я так тогда испугалась. Она говорит: сделайте что-нибудь, он котёнка утопил, избивает детей. Но мне кажется, её знакомые уговорили прийти. Не знаю, в силу каких причин на второе занятие она мальчика не привела. Но я точно знаю, что я бы ему помогла. Он был готов рассказать мне всё».
После «Звёздочек» на песочную терапию к Полине приходят «Искорки».
«Смотрите, к нам в гости заглянул песочный волшебник», — приветствует Полина и достаёт куклу.
«Вот и сказкотерапии место нашлось. Детки помладше всегда чего-то боятся. Я узнаю их страхи. А потом придумываю сказки. Если они боятся темноты, говорю им: царство темноты не страшное, оно помогает нам видеть красивые сны», — комментирует воспитатель.
«А песочную фею когда принесёте?» — спрашивают дети.
Полина переживает, что так её и не сделала.
«Я не хочу её покупать. Они ждут чего-то волшебного-преволшебного. Я хочу создать её для них. А на это пока нет времени!»
Воспитатель не должен срываться
«Пора обедать! Строимся! У нас есть минутка. Давайте сделаем упражнение. На улице у нас какая погода? Дождь, правильно! Дождик пошёл, бьём одним пальчиком по ладошке, дождик сильнее, двумя, тремя, четырьмя, целой ладошкой!»
Дети повторяют за Полиной.
Один малыш упорно не слушается, не повторяет упражнение, а толкает другого.
«Серёжа, ну-ка прекрати! Валере больно!»
Но он продолжает. После третьего замечания Полины он успокаивается. А я думаю про себя, что до третьего замечания бы не дотерпела, а дала бы оплеуху.
Полина с детьми спускается в столовую.
«Малышей у меня в группе шесть. Я легко справляюсь. И, наверно, я слишком ласкова с ними, я даже злиться на них не умею. Воспитатель не должен срываться на детях. В этом и отличие его от невоспитателя», — говорит Полина и кормит девочку из младшей группы «Светлячки» с ложечки.
Доверие позволяет контролировать
Когда-то Полина работала вожатой. Вспоминает, что с подростками тоже легко находила общий язык. Умела держать дистанцию, хоть и разница в возрасте была в два – три года.
«Я плакала, не всегда всё получалось, но работать мне нравилось. Когда ты искренне интересуешься их жизнью, подростки раскрываются, как цветы, — говорит Полина. — Меня и там ругали за то, что я недостаточно строгая. Но я считаю, что с подростками главное — доверие. Только когда они доверяют тебе, они позволяют тебе их контролировать. У нас всегда с ними в лагере была договорённость. Если ты что-то делаешь, то так, чтобы я не знала. А если я знаю, то ты меня не подводи. Если ты меня подведёшь, я тебя в чём-то ограничу. Пусть они лучше выпьют ту же бутылку пива или выкурят сигарету на территории лагеря, чем где-то за пределами. Они всё равно сделают это, только в закутке, а так они при мне».
Полина признаётся, что скучает по тому времени. И очень хочет снова работать с подростками. А пока укладывает «Светлячков» спать, читает им сказку про мышонка.
Она ласково гладит одного из малышей по руке, он снял с её кисти часы и положил рядом со своей подушкой.
Как я от них уйду?
Полина женственна и внимательна, её движения грациозные и мягкие, голос ровный и спокойный. Кажется, вот она — идеальная мама.
«А своих детей хочешь?» — спрашиваю я, когда малыши засыпают.
«Конечно. Работа с детьми ни в коей мере не отбила это желание. Но я пока одна. Хотя меня здесь уже всем коллективом с кем только не сватали!» — улыбается Полина.
Сегодня Полина не гуляет с воспитанниками — на улице дождь. После ужина она спешит домой.
«Скоро защита диссертации, а у меня ещё не всё доработано. Сколько раз говорила себе, что не могу совмещать учёбу и работу. Но уволиться никак не могу. «Светлячки» растут на моих глазах. Как я от них уйду? О, какой уставший вид! — Полина садится за руль и смотрится в зеркало. — Ну, ничего, завтра меня дети снова зарядят!».