Примерное время чтения: 6 минут
990

Вдова бортинженера «Союза-11»: Мужа в Звездном городке все звали Марчелло

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Началась ли настоящая война с коррупцией? 21/11/2012
Людмила и Владислав Волковы. Фото: РИА Новости

В минувший понедельник с МКС вернулся очередной космический экипаж. Приземление было успешным. Но так было не всегда.

В 34 - и вдова. Людмила Волкова так никогда больше и не вышла замуж: «После той счастливой жизни, которая была у нас с Владиком, мне больше никто не был нужен».

В Звёздном космонавта Владислава Волкова звали Марчелло - из-за внешнего сходства с итальянским актёром, красавцем-мужчиной. И космонавтом он тоже был известным - в 33 года уже полетел в космос.

Диплом Волков делал в конструкторском бюро С. П. Королёва, где потом остался работать.

- Помню, как узнала о том, что Владик мечтает полететь в космос. Мы гуляли с колясочкой, у нас был уже маленький сын Володя, и муж говорит: «Мать (так он меня называл), я подал заявление в отряд космонавтов». Что я могла ему ответить? Понимала, что сущест­вует риск, но повлиять ни на что не могла. Я знала, что у каждого есть своё предназначение, своя стезя, и не мешала. Владик ведь горел своей работой: «Представляешь, каково это - испытать на деле, в космосе всё то, что создавал на Земле?»

Владислав Волков на медицинском обследовании Владислав Волков на медицинском обследовании. Фото www.russianlook.com

Это был полёт «Союза-7» в 1969 году - в составе А. Филипченко, В. Волкова и В. Горбатко.

- Когда Владик вернулся, наша жизнь изменилась. За проделанную работу ему присвоили звание Героя Советского Союза и звание лётчика-космонавта СССР. Мы стали реже видеться - его буквально разрывали на части. А мы, семья, испытывали жуткое неудобство: к нам были прикованы тысячи глаз, нужно было постоянно думать, как сесть, как встать.

После полёта государство подарило нам 4-комнатную квартиру. Этажом выше жил Юрий Никулин, с которым Владислав познакомился на телевизионном «Огоньке». Юрий Владимирович с женой Татьяной часто заходили к нам. У меня до сих пор хранится книга с надписью Никулина: «Как Волкова ни корми, он всё в космос смотрит».

Почти сразу после первого полёта Волков был включён в экипаж дублёров. Основной экипаж состоял из А. Леонова, В. Кубасова и П. Колодина. Старт был назначен на июнь.

- Для Владика это была обычная командировка на Байконур. Муж пришёл с футбола, побросал в сумку вещи и сказал, что уезжает на несколько дней. Мы не могли и предположить, что больше не увидимся.

Экипаж Союза-11 : инженер-испытатель Виктор Пацаев (на втором плане), командир корабля Георгий Добровольский (слева) и бортинженер Владислав Волков Экипаж «Союза-11»: инженер-испытатель Виктор Пацаев (на втором плане), командир корабля Георгий Добровольский (слева) и бортинженер Владислав Волков. Фото РИА Новости

Перед самым стартом «Союза-11» медкомиссия забраковала Кубасова: в лёгких нашли «затемнение», которое позже оказалось простым пятнышком на плёнке. На тот момент многие считали, что Г. Добровольскому, В. Волкову и В. Пацаеву, дублёрам основного экипажа, на который заменили группу Леонова, повезло... «С Богом!» - были последние слова, сказанные женой мужу.

- 30 июня 1971 года вместе с отцом Владика нас пригласили в «Останкино», наблюдать за возвращением на Землю корабля, - вспоминает Людмила Волкова. - Сначала всё шло нормально, но в какой-то момент связь с экипажем прервалась. Потом нам предложили поехать домой. Хотя я поняла, что произошла нештатная ситуация, плохих предчувствий у меня не было…

Георгий Добровольский и Владислав Волков в лаборатории научной орбитальной станции Салют Георгий Добровольский и Владислав Волков в лаборатории научной орбитальной станции «Салют». Фото РИА Новости

А произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Серд­ца космонавтов остановились за несколько десятков секунд.

Для расследования причин катастрофы была создана правитель­ственная комиссия, которая установила, что при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. Технические недоработки не позволили команде быстро устранить неисправность. В итоге экипаж погиб почти мгновенно. Но никто так и не был наказан за неполадки, приведшие к гибели космонавтов.

По итогам работы комиссии на 27 месяцев были приостановлены запуски «Союзов», за это время была изменена компоновка органов управления корабля, экипажи стали одевать в скафандры.

- Когда мне сообщили, что Владик погиб, у меня даже не было слёз… Пустота разъедала изнутри: было ощущение, что между прошлым и будущим стоит стена. Я чётко понимала, что основную часть своей жизни я в свои 34 уже прожила… Помню, все эти дни вставала в 5 утра и начинала мыть квартиру, каждый день заново… Но вопрос, как жить дальше, передо мной не стоял. Со мной был сын, частица Владика, и его и мои родители.

Первые годы после гибели мужа я была востребована: открывали памятник экипажу, были соревнования памяти Владислава, открытие школы его имени, музея… Но с перестройкой многое изменилось. Ушла эпоха…

Но и сегодня космонавты летают к звёздам. А на земле их ждут женщины. Главное, чтобы дождались.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах