В числе приглашенных оказались несколько топ-менеджеров ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» и председатель совета директоров ОАО «ОХК «Уралхим» Дмитрий Мазепин. Однако речь как об аммиаке, так и о его поставках куда бы то ни было отошла на второй план. Главным действующим лицом в тот день был именно глава группы компаний «Уралхим», после речи которого в единую картину сложились и откровенно надуманные, появляющиеся с завидной регулярностью бесперспективные судебные иски в отношении ОАО «Тольяттиазот», и многочисленные публикации в средствах массовой информации, всячески пытающихся очернить деятельность тольяттинского химического гиганта.
Из последнего. В конце марта – начале апреля в ряде СМИ появились открытые письма к руководству ТоАЗа от лица миноритарных акционеров предприятия, которые призывали генерального директора корпорации восстановить их в реестре акционеров. Обиженные миноритарии – это уже хорошо известная нашим читателям зарегистрированная в Ирландии компания Eurotoaz limited. Не получив удовлетворения своих требований в судах, миноритарии теперь через открытые письма призывают «Тольяттиазот» «принять правильное решение и добровольно восстановить законные права» на распоряжение якобы им принадлежащими акциями компании (4,4 процента).
Вкратце напомним суть происходящего. Изначально собственником акций, на которые сейчас претендует Eurotoaz limited, являлась венгерская компания Eurotoaz, которая приобрела ценные бумаги по результатам инвестиционного конкурса в 1994 году. Сходство в названиях едва ли случайно. Через 15 лет появился набор ксерокопированных документов о том, что венгерская компания незадолго до своей скоропостижной кончины продала весь пакет акций компании со схожим названием (хотя в документах ТоАЗа вышеозначенный пакет акций как числился, так и числится за венгерской Eurotoaz, и никаких операций по нему не проводилось). Eurotoaz limited требует восстановить ее в реестре акционеров «Тольяттиазота», не подкрепляя свою позицию ни одним вразумительным документом. До апреля 2010 года Eurotoaz limited хранила полное молчание, спала и теперь вдруг заявляет о своих правах. Вышеозначенные ксерокопии были подробно изучены судами различных инстанций, установивших, что они не могут являться основанием для перехода права собственности. Псевдоминоритариев не смущает даже тот факт, что согласно российскому законодательству срок исковой давности по такого рода требованиям составляет всего три года.
При чем здесь господин Мазепин? При том, что «Уралхим» является миноритарием «Тольяттиазота» (владеет пакетом в 9,74 процента акций) и уже давно настойчиво пытается провести своего представителя в состав совета директоров корпорации, что позволит получить доступ к ряду крайне важных документов, главным из которых является реестр акционеров ОАО «Тольяттиазот». Однако имеющегося пакета акций для осуществления плана недостаточно. Вот и пытается «Уралхим» увеличить свою долю в ТоАЗе за счет Eurotoaz limited, действующего в интересах господина Мазепина.
Свою рейдерскую кампанию миноритарий «Тольяттиазота» ведет по четырем направлениям. Первое: ТоАЗ якобы наплевательски относится к экологии и является основным источником загрязнения окружающей среды чуть ли не во всей Самарской области. Второе: на предприятии якобы работает устаревшее, донельзя изношенное оборудование, которое делает производство откровенно опасным как для самих заводчан, так и для жителей ближайших городов. Третье: на ТоАЗе якобы не соблюдаются права миноритариев. И последнее: «Тольяттиазот» якобы продает свою продукцию на экспорт по заниженным ценам через аффилированных иностранных посредников, у которых и оседает львиная доля прибыли…
Все вышесказанное является откровенной чушью. В экологическом вопросе мы расставили все точки над «i» еще в прошлом номере «Трибуны». По поводу изношенности оборудования скажу лишь, что ежегодно «Тольяттиазот» тратит миллиарды рублей на глубокую модернизацию производства. Только на ремонт агрегатов (в том числе с их полной остановкой) в бюджете корпорации на текущий год заложено около трех миллиардов рублей, а объем всей инвестиционной программы «Тольяттиазота» составляет около 11 миллиардов. Экономические претензии также совершенно беспочвенны. По сравнению с 2010 годом прибыль увеличилась в 3 раза, «Тольяттиазот» является одним из крупнейших налогоплательщиков Самарской области. Уж кто-кто, а представители «Уралхима» должны бы знать, что контролирующие органы буквально днюют и ночуют на предприятии. За 2011 год на ТоАЗе в общей сложности работало 200 разнообразных проверок, любой шаг, любой документ перепроверяется по несколько раз. Только за последние 2 года по запросам было предоставлено более 400 тысяч листов ксерокопий документов. Для наглядности – это более 800 стандартных пачек бумаги формата А4 – полторы с лишним тонны веса! В России на сегодняшний день вряд ли существует предприятие с более открытой и прозрачной финансовой деятельностью, чем ОАО «Тольяттиазот». Что же касается миноритариев, то и эти обвинения являются абсолютно безосновательными, что в свое время доказали решения многочисленных судов, в которые обращался еще прежний миноритарий ТоАЗа – компания «Ренова» Виктора Вексельберга – во время прошлой рейдерской атаки на предприятие.
Все направления кампании против «Тольяттиазота» по странному стечению обстоятельств являются застарелыми болевыми точками структур самого «Уралхима». По всей видимости, холдинг решил действовать по давно известному принципу: лучшая защита – это нападение. Искать соринки в чужих глазах, не замечая бревен в собственных, всегда легче, чем заниматься рутинной работой по созданию действительно эффективного производства.
Предприятия «Уралхима» сами неоднократно признавались контролирующими органами виновниками ухудшения экологической обстановки, холдинг до сих пор обвиняют в несоблюдении прав миноритариев, в трансфертном ценообразовании и в нежелании вкладывать средства в модернизацию производств.
Экология
«Уралхим» обвиняет «Тольяттиазот» в неэкологичности, хотя сам загрязняет окружающую среду и не соблюдает экологическое законодательство. Неблагоприятная, а часто и вовсе критическая экологическая обстановка на химических предприятиях «Уралхима» и в городах, где они расположены, тщательно замалчивается руководством холдинга. Тем не менее время от времени информация все-таки просачивается в СМИ. Так, в прошлом году компании «Уралхима» в Кировской области – ОАО «ЗМУ КЧХК», ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» и ООО «Энергоснабжающая организация КЧХК» – были признаны специалистами самыми экологически непрозрачными. По данным интернет-портала «Чепецк.RU», в октябре 2010 года холдингу были вручены материалы прокурорской проверки, установившей, что в 58-м цехе ЗМУ КЧХК не проводился контроль выбросов.
КЧХК со дня своего основания сбрасывал производственные стоки, в том числе и радиоактивные, в зону санитарной охранной зоны Кировского водозабора. В результате образовался беспрецедентный для региона ареал загрязнения размером с центральную часть города Кирова. Ежегодно в паводковый период местные водоемы из-за безответственной деятельности КЧХК загрязняются солями аммония. Прокуратура вынесла предписание «Уралхиму» принять меры по недопущению дальнейшего загрязнения. Однако холдинг не спешил его исполнять, даже тогда, когда весной 2010 года сбросы из шламохранилища КЧХК стали причиной загрязнения реки Вятка, в результате чего Киров на 5 дней остался без питьевой воды.
Экологическая закрытость «Уралхима» и нежелание вкладывать средства в очистные сооружения привели к тому, что холдинг оказался в центре международного скандала. Служба безопасности «Уралхима» однажды избила журналиста-эколога, правозащитника Романа Юшкова, который вместе с коллегами попытался осмотреть промышленную зону химкомбината «Азот» в Березниках (Пермский край). Этот случай стал достоянием гласности, когда «Уралхим» заявил о намерении построить во Франции на берегу Ла-Манша, в городе Дьеп, крупный завод по производству жидких азотных удобрений мощностью 250 тысяч тонн в год. «Уралхим» уже приобрел землю и заручился поддержкой мэра города, но воспротивились местные депутаты из числа «зеленых» и социалистов. Именно французская партия «зеленых» пригласила делегацию Международного социально-экологического союза, в которую вошел в качестве эксперта Роман Юшков, который и проинформировал местных политиков и жителей о степени социальной и экологической ответственности компании «Уралхим» в Пермском крае. Обнародованная Юшковым информация о грубых нарушениях «Уралхимом» природоохранного законодательства, проявлении агрессии по отношению к экологам и журналистам, а также о полной информационной закрытости повлияла на решение французской стороны отказаться от сотрудничества с российским химическим холдингом.
Немногим лучше идут дела у «Уралхима» и в Латвии. В столице республики в черте города Рига компания намеревалась выстроить терминал по перевалке минеральных удобрений. По данным информационного агентства «REGNUM», и здесь «Уралхим» натолкнулся на сопротивление местных жителей, обеспокоенных экологической безопасностью возводимого объекта. К тому же журналисты ИА «REGNUM» выяснили, что строительство терминала уничтожит живописный район Риги – Кундзиньсала.
Жители Воскресенска Московской области неоднократно обращались в надзорные органы с просьбами проверить соблюдение требований природоохранного и экологического законодательства на «Воскресенских минеральных удобрениях» (входит в холдинг «Уралхим»). В июне 2009 года Росприроднадзор даже потребовал приостановить работу ВМУ. Потом сотрудников Росприроднадзора и вовсе перестали пускать на предприятие. Так продолжалось целый год. Как писали СМИ: «Минприроды заявляло о необходимости возбуждения уголовного дела в отношении руководства ОАО «ВМУ». Поводом к жесткому заявлению стало противодействие сотрудникам прокуратуры, которые пытались 3 февраля 2010 года провести проверку предприятия. Тогда комиссия Росприроднадзора не была допущена службой безопасности на заводскую территорию для проверки фактов аварий, причем сделано это было в грубой форме». Росприроднадзор добился продолжения проверок только через суд.
После очередного выброса паров серной кислоты в атмосферу жители Воскресенска написали открытое письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в причинах загрязнения, регулярных техногенных аварий на ВМУ и с его руководством, которое замалчивает происходящие безобразия. Под письмом к премьер-министру оставили свои подписи 1057 жителей Воскресенска. Как сообщала газета The Moscow Post, в этом заявлении, в частности, было написано: «Только в этом году (2010) 17 апреля произошла авария на сернокислом производстве… в феврале разрушен газоход к высотной трубе. Последствия этого до сих пор не устранены. Перечень можно перечислять долго. Нарушения со стороны завода приводят к регулярному негативному воздействию на наше здоровье, здоровье наших детей…».
Техника
«Уралхим» обвиняет «Тольяттиазот» в технической отсталости, хотя мощности самого «Уралхима» изношены настолько, что угроза техногенной катастрофы нависла над каждым из городов присутствия холдинга. Из-за нежелания владельцев «Уралхима» вкладываться в модернизацию своих предприятий на производствах происходят постоянные аварии, в том числе с человеческими жертвами. В частности, речь идет о страшной смерти помощника машиниста цеха железнодорожного транспорта ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» Романа Исаева, которого насмерть раздавило составом. Он скончался из-за грубого нарушения на ВМУ правил техники безопасности и несвоевременного оказания медицинской помощи.
В январе 2010 года, по сообщениям прессы, на ВМУ произошло еще одно серьезное ЧП – деформация подводного газохода в одной из выхлопных труб цеха фтористых солей: «Руководство завода решило не тратиться и не стало восстанавливать рухнувший трубопровод, отводящий отходы производства из цеха фторалюминия на утилизацию, которая производилась выбросом в атмосферу через трубу высотой 180 метров, что обеспечивало рассеивание выбросов до концентраций, не превышающих ПДК… Сейчас все выбросы ведутся прямо из цеха через установленную на его крыше 8-метровую жестяную трубу. Выбрасываемые в атмосферу газы чрезвычайно опасны и сами по себе, но, кроме того, они образуют ядовитые соединения, например плавиковую кислоту. Все эти газы тяжелее воздуха и постепенно опускаются на землю. При этом 8-метровая высота сброса не создает условий для достаточного рассеивания опасных газов…».
Неоднократно происходили аварии и на КЧХК. Одна из них, в феврале 2009 года, привела к взрыву трубопровода установки получения сульфата аммония, в результате которого погиб рабочий и пострадал мастер смены. По этому факту было возбуждено уголовное дело. Жители Кирово-Чепецка митинговали, требовали даже национализировать КЧХК. Как писали СМИ, «жители убеждены, что собственник предприятия Дмитрий Мазепин ведет город к экологической, техногенной и социальной катастрофе. Участившиеся случаи сверхнормативных выбросов ядоитых веществ, рост аварийности на предприятиях «Уралхима» горожане связывают с тем, что в погоне за прибылью московский собственник кировских химических предприятий экономит на внедрении новых технологий и оборудования, сокращает профессионалов, урезает зарплату рабочим вредных производств. Оборудование не соответствует сегодняшним нагрузкам, оно устарело, постоянно требует ремонта, выходит из строя… В результате аварий на вредных химических производствах и сверхнормативных выбросов бывают дни, когда в городе просто нечем дышать. Как следствие, у жителей Кирово-Чепецка растет заболеваемость верхних дыхательных путей, количество онкологических заболеваний…».
Миноритарии
«Уралхим» обвиняет «Тольяттиазот» в игнорировании интересов миноритариев, хотя никогда не соблюдались именно права миноритарных акционеров предприятий, входящих в холдинг Дмитрия Мазепина. Показательна история с акционерами «Воскресенских минеральных удобрений», когда «Уралхим» отказался от назначенной им же самим оферты, подставив при этом под удар Сбербанк, который выступал гарантом сделки. Миноритарии были вынуждены подать на банк в суд.
В 2008 году миноритарные акционеры КЧХК, владельцы 1,75 процента акций, обратились в суд с требованием признать незаконным принудительный выкуп у них ценных бумаг предприятия.
В феврале этого года Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал ЗАО «УК «Дантэ-Капитал» в иске о взыскании с пермских «Минеральных удобрений» 122 миллионов рублей компенсации за 22 тысячи акций компании, которыми «Дантэ-Капитал» владел с 1993 года. Эта судебная тяжба началась еще в мае 2011-го. «Дантэ-Капитал» утверждал, что принадлежащие ему акции были незаконно списаны со счетов реестродержателя.
Финансы
И последнее. «Уралхим» обвиняет «Тольяттиазот» в посредническом ценообразовании, хотя сам торгует своей продукцией через офшоры, о чем неоднократно писали различные средства массовой информации. А это значит, что прибыль холдинга Дмитрия Мазепина оседает на счетах аффилированных с «Уралхимом» посреднических структур, и именно от ОАО «ОХК «Уралхим» государство недополучает сотни миллионов рублей налогов, имея вдобавок многочисленные проблемы с экологией и возмущенными согражданами.
Автор: tribuna.ru/Максим Башкеев