Примерное время чтения: 7 минут
429

Как мошенники обкрадывают страховщиков и клиентов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. В ВУЗы будут брать с 14 лет 23/11/2011

Речь идёт не о цивилизованной практике представления интересов клиентов в судебных процессах профессиональными адвокатами, а о так называемых юридических посредниках и авантюристах всех мастей, которые пользуются правовой неосведомлённостью граждан и непростой ситуацией, сложившейся в  российских судах. Но обо всём по порядку.

Взрыв сверхнового бизнеса

В 2010-м и особенно в 2011 г. эксперты зафиксировали взрывной рост жалоб граждан на страховщиков. В немалой степени это было связано с посткризисной ситуацией в стране - многие фирмы ушли с рынка, оставив своих клиентов без защиты. В то же время некоторые страховые компании начали занижать выплаты, потому что в условиях отсутствия новых тарифов ОСАГО как бизнес становился неэффективным.

Именно в этот момент и стали возникать разного рода «юридические эксперты» и прочие посредники. На рекламных щитах и перетяжках, радио и ТВ, в Интернете и даже на зданиях самих страховщиков появляются разного рода рекламные обещания «помочь» гражданам получить «справедливую компенсацию» за убытки. На подступах к офисам компаний дежурят некие «правозащитники», навязывающие свои услуги ещё не оправившимся от первого шока участникам ДТП или иных страховых случаев. Некоторых потерпевших атакуют SMS-сообщениями с предложением подобных услуг. Известны даже случаи, когда поддержку различных «центров юридической экспертизы», «правовых агентств помощи автовладельцам» предлагали отдельные работники самих страховых компаний.

Самое интересное, что, по словам опытных юристов, большинство этих частных «предпринимателей» зачастую имеют весьма своеобразное отношение к юриспруденции. А точнее, либо уже были, либо со временем становятся объектами пристального внимания Фемиды в силу их околокриминальной и даже криминальной деятельности.

Грязные приёмы

Противозаконные методы, к которым сегодня прибегают посредники для получения завышенных выплат, уже хорошо известны специалистам служб безопасности страховых компаний, понятны сотрудникам правоохранительных органов и достаточно быстро раскрываются. Например:

по одному и тому же событию подаются два иска, но на разные судебные участки;

потерпевшему предлагают небольшую сумму в обмен на доверенность на представление его интересов в суде. При этом клиент никаких денег за услуги, в том числе за оценку ущерба, не платит. Посредник же, подав иск, представляет документы на услуги оценки и представителя и получает с компании сумму в разы больше той, чем заплатил потерпевшему, - такая своеобразная «переуступка прав требования»;

после ДТП потерпевший не обращается в страховую, а направляет только уведомление о наступлении страхового случая. При этом документы не прикладывает и автомобиль на осмотр не предоставляет. Затем его представитель подаёт исковое заявление в суд, вызывает подставных свидетелей, которые подтверждают, что страховая компания отказала заявителю в приёме документов, в связи с чем истец был вынужден направить уведомление и документы почтой;

посредник, получая по судебному решению сумму на своё имя, отдаёт потерпевшему только её часть, не показывая ему решение суда.

Есть и более сложные технологии, связанные с оформлением липовых заявлений и доверенностей граждан, фиктивных экспертиз и с завышенными оценками, фальсификацией договоров, неоднократным использованием одних и тех же автомобилей, но с разными номерами, формированием цепочки «дорожная полиция - независимая экспертиза/оценка на станции техобслуживания - посредник - суд». Наконец, в Новосибирске зафиксирован случай откровенного вымогательства средств в обмен на отказ от обращения в суд на страховщика.

По всем этим эпизодам в различных городах и регионах страны - Краснодаре и Татарстане, Самаре и Саратове, на Камчатке и в Республике Марий Эл, Ульяновске и Благовещенске, Волгограде и Башкортостане - проводятся следственные действия, возбуждаются уголовные дела, а виновные приговариваются к различным срокам заключения.

Цена вопроса

Представьте себе следующую ситуацию. При подаче в суд иска от имени потерпевшего посредник закладывает свои представительские расходы. От региона к региону они варьируются в широком диапазоне - от 1,5 до 15 тысяч рублей!

Как показывает практика, сегодня один судья в среднем рассматривает в день - от 30 до 50 такого рода эпизодов. Умножаем крайние значения и получаем сумму 750 тысяч рублей. И это только представительские.

А ведь по каждому страховому случаю, в зависимости от жадности, размер выплаты завышается в 2, 3, а то и более раз. Если в среднем с каждого эпизода посредник даже с учётом выплат клиенту получает, скажем, 10 тысяч рублей, то за месяц эта сумма может легко дойти до 1 млн и более.

Наконец, отдельные «юридические эксперты» и посредники убеждают клиентов внести предоплату в 3-5 тысяч рублей под обещание выбить из страховщика «справедливую компенсацию». Ещё раз умножаем на 50 и получаем сумму 250 тысяч рублей. Таким образом, оборотистый ловкач, особо себя не утруждая, на круг в месяц может накалымить… до 1,3 - 1,5 млн руб.! И вряд ли со всех этих «заработков» он платит налоги в государственную казну…

А ведь описываемых деятелей по всей стране уже даже не сотни - тысячи. В пересчёте на годовой доход за такие деньги можно пуститься во все тяжкие, в том числе на откровенное нарушение закона. Да и криминал подгребает под себя подобные конторы, втягивая в паутину преступности оценщиков, сотрудников правоохранительных органов, работников страховых компаний и даже судей. И все красивые слова мошенников о «правах потребителей» - не более чем дымовая завеса.

Бесплатный сыр в мышеловке

Вся описанная выше ситуация напоминает историю с народными обменниками в 90-х годах, когда менять валюту «у окошка» было вроде как выгоднее, чем в банке. Хотя и опаснее - в среднем каждая десятая операция заканчивалась обманом клиента. Нынешние «защитники» страхователей действуют по схожей схеме. Однако общение с авантюристами чревато разного рода рисками. Например, заплатив аванс, можно вообще не увидеть своих денег. Или узнать через некоторое время, что на твои паспортные данные оформлены кредиты в банках или поданы иски в суды, а выданная генеральная доверенность использована для переоформления прав собственности на квартиру или дом.

Где правда, брат?

Для того чтобы возбудить дело по такому виду мошенничества, арестовать преступников и довести процесс до приговора, должно сойтись несколько факторов: профессионализм сотрудников службы безопасности страховщика, упорство со стороны правоохранительных органов и желание суда наказать обвиняемых. Понятно, что службы безопасности страховых компаний могут только выявить преступные схемы и привлечь внимание оперов, консультируя их по тонкостям страховой деятельности. И если следователю дело интересно, можно быть уверенным, что до суда оно дойдёт. Ну а уж суд у нас, как говорится, независимый…

За 8 лет действия закона об ОСАГО выплаты получили миллионы людей. Однако, по некоторым оценкам, совокупные потери страховщиков от действий мошенников только в 2010 г. достигли 11-16 млрд рублей в год, то есть 15-20% в общем объёме выплат.

Мошенники наглеют, действуют с размахом, не боятся наказания. Видимо, пора на эту ситуацию посмотреть по-государственному. Ведь альтернатива этому - трансформация мошеннического бизнеса в преступную индустрию, которая может превратиться в реальную угрозу всему обществу. А мы с вами можем вновь вернуться к разборкам на дорогах в духе 90-х с битами вместо полисов ОСАГО...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах