В прошлом году на имя Президента России пришло более 800 тыс. обращений (см. «АиФ» № 44). О том, как рассматривают письма простых людей в Кремле, «АиФ» рассказал Михаил Михайловский, начальник Управления президента по работе с обращениями граждан и организаций.
Равнодушие и неэффективность?
«АиФ»: - Михаил Геннадьевич, правильно ли я понимаю, что огромное количество обращений к президенту - показатель неэффективности местных властей и их равнодушия к гражданам?
М.М.: - Президенту пишут по всем вопросам, представляющим общественную значимость, это конституционное право граждан, обеспечивающее участие в управлении делами государства. Значимые лично для заявителей вопросы к органам власти регионов или местного самоуправления составляют примерно половину от общего количества
обращений. Например, жители посёлка Витим Ленского района Республики Саха (Якутия) сообщают: «В нашем посёлке… из года в год местные власти создают предприятия ЖКХ, используя для этого значительные средства, а потом неожиданно обнаруживается их несостоятельность… Но теплее от череды банкротств в домах посёлка, расположенного в зоне экстремальных зимних температур, не становится». Мать-одиночка из города Северобайкальска Республики Бурятия пишет: «Живу с шестилетним сыном в сборно-щитовом общежитии 1975 г. постройки... За неблагоустроенное аварийное жильё плачу 4500 руб. в месяц - более половины ежемесячной зарплаты. Потолок провис, одна из стен накренилась, пол провалился…» По словам заявителя, местные власти долгое время ничего не предпринимали, а теперь решили делать капремонт здания, в котором даже нет фундамента, и возражений не принимают. Увы, подобные обращения вполне типичны.
«АиФ»: - Люди сетуют на то, что вместо ответов на их вопросы и решения проблем из органов власти приходят отписки.
М.М.:- Судя по обращениям, такие случаи, к сожалению, нередки. Это бывает следствием и неопытности, и недостаточной профессиональной подготовки должностных лиц, да и просто недобросовестного отношения. С другой стороны, в управление поступает большое количество обращений, авторы которых просят, например, отменить решения судов. По закону такие обращения мы возвращаем заявителю, разъясняя порядок обжалования судебного решения. Не можем мы оценивать и правомерность требований заявителя о привлечении кого-то к ответственности. Так, например, обращение жителей Москвы о длительной задержке зарплаты ООО «Ризалти-плюс-ДКД» было направлено в прокуратуру города. Проверка подтвердила обоснованность жалобы. Кроме того, признала незаконным постановление следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела.
«АиФ»: - Застрахован ли человек от того, что жалоба будет спущена тому чиновнику, на которого он и жалуется?
М.М.:- Работа с обращениями строго регламентирована. Часть обращений мы направляем в другие органы власти и местного самоуправления, потому что просто не имеем права принимать решение за тот орган, к компетенции которого по закону относится волнующий заявителя вопрос. Но важно, что закон предъявляет особые требования к рассмотрению обращений, содержащих именно жалобы на действия или бездействие должностных лиц, которые повлекли нарушение прав и законных интересов гражданина. Это, кстати, около 3% от общего количества всех обращений на имя президента.
Если такая жалоба поступила, например, на регионального министра, то для подготовки ответа мы направляем её высшему должностному лицу субъекта Федерации. Если обжалуются действия губернатора, то по специальной форме просим его представить необходимые материалы и документы для подготовки ответа заявителю. Например, было много претензий в адрес бывшего губернатора Тульской области. Главная сводилась к тому, что этот руководитель был щедр на обещания, которые не всегда выполнял. Как сообщали авторы из посёлка Бородинский Киреевского района, бывший губернатор 2 года назад посетил местную среднюю школу, которую планировали закрыть, и сделал вывод: «Такие школы, наоборот, нужно всячески поддерживать». Обнадёженные педагоги и родители даже сделали в школе ремонт, благоустраивали её территорию. Но в 2011 г. школа была реорганизована. Кстати, новое руководство области рассматривает вопрос о возврате школе статуса самостоятельного учреждения.
Прочитали - забыли?
«АиФ»: - Отслеживается ли дальнейшее исполнение поручений по жалобам?
М.М.:- Обязательно. Если на то есть причины, мы ставим обращение на дополнительный контроль (например, когда орган власти отвечает, что меры будут приняты в течение какого-то времени). Кроме того, мы просим заявителя проинформировать о результатах рассмотрения обращения и сопоставляем эту информацию с ответами должностных лиц, чтобы выбрать вариант дальнейших действий Управления.
«АиФ»: - Президент недавно обращал внимание, что иногда элементарные вопросы решаются только через Москву. Усваивают ли местные и региональные власти урок?
М.М.:- Мы пытаемся создать максимально комфортные условия для реализации права граждан на обращение в госорганы и органы местного самоуправления. В зданиях органов власти городов с населением от 70 тыс. человек установлены или устанавливаются электронные терминалы, с их помощью любой может обратиться к президенту. То же можно сделать через официальный сайт главы государства. По бесплатному телефону 8-800-200-23-16 можно узнать о ходе и результатах рассмотрения обращения, адресованного президенту.
По поручению главы государства до конца года должна быть создана единая трёхуровневая (федеральный, региональный, муниципальный) система обеспечения права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. С одной стороны, эти меры не предусматривают сокращения количества обращений, предполагают даже повышение активности граждан. С другой стороны, рассчитаны на то, чтобы по каждому обращению принимались действенные меры. Чем чётче будет работать система, тем меньше должно быть жалоб региональным властям на органы местного самоуправления или в Кремль на региональных и местных чиновников. Именно на такой результат мы рассчитываем.