Официальной версией годовой инфляции в 8,8%, не имеющей ничего общего с реальностью? К подобным «издевкам» мы привыкли. Десятикратным увеличением транспортного налога? Это было немного неожиданно, поэтому мы даже возмутились. Но и по этому поводу шуметь, в конце концов, устали. Следующий этап «радования» психологи называют «пока клиент не остыл»: если все поводы для «радости» навалить в единую «кучу», то народ воспринимает все как единое целое и шансов, что на следующий «сюрприз» отреагирует особенно бурно, сводятся к нулю. Похоже, поэтому нам не дали отдышаться, а быстренько поставили в известность о том, что теперь еще и дороги будут платными.
Первая реакция – недоумение: за что платить – за наши раздолбанные километры? Может, это какое-то недоразумение? Но, увы, это окончательно принятое решение сильных мира сего.
Как же на это реагировать? Есть два варианта: как совестливый патриот своей страны, либо как замученный ростом цен и пустеющим кошельком простой смертный.
Попробуем примерить «шубку» первого.
Помогу родине. Недорого
Научно-исследовательский институт транспорта и дорожного хозяйства, как и положено институту с таким названием, проанализировал практику взимания платы за пользование дорогами. Его эксперты пришли к выводу, что во всем мире деньги берутся «за внешние полезные эффекты дорожной сети, то есть выгоды, которые власть, население и экономика региона или страны в целом получают по факту наличия дорог. Платит получающий преимущества». Если перевести это на простой язык, то вырисовывается следующая картина. Реализация проекта по платным дорогам – это триумф частно-государственного партнерства, о котором так много говорили, но которое в России пока находится в зачаточном состоянии. Хорошо всем. Государству - потому что в строительство магистралей вкладывается не оно, а бизнес, при этом увеличивает поступления налогов в бюджет, хоть и косвенно, но все же создает новые рабочие места. При этом именно государству рисуется плюсик по решению задачки возведения инфраструктурных объектов. Ведь до любого города можно будет добраться цивилизованно, а не буквой «зю» по маршруту «через Монголию – в Мытищи». Хорошо и бизнесу. Он раз вложится и всю жизнь будет сливки снимать. Ведь по-хорошему, ему на откуп должны отдать прилежащие к дороге территории. А значит, там можно и получать прибыль с кафе, гостиниц и магазинов. Автовладельцам этот тандем тоже должно быть выгоден. Ведь больше не придется куролесить вокруг по ямам и ухабам, а пусть и за плату, но все ж напрямик можно будет доехать до места назначения. Тем более что плата должна быть небольшой.
Чем не повод для гордости Поездка по результатам такого совместного труда?
Плати сейчас – получай потом
Как же все это будет выглядеть в реальности? Кажется, этого толком не знает никто. Чтоб проект не вышел комом, предлагаем чиновникам примерить «шкурку» из второго варианта – человека уставшего и неверящего. Для облегчения этой задачи достаточно посмотреть его глазами на ситуацию и ответить на несколько нехитрых вопросов.
1. В Минтрансе надеются, что платные дороги будут привлекательными для отечественных автолюбителей. Эту надежду в них вселил тот факт, что при написании эпохальных документов учитывался отечественный и зарубежный опыт эксплуатации платных автодорог. Отсюда вопрос: значит ли это, что наши дороги внешне станут похожи на европейские? Если – да, то зачем тогда пугать использованием собственного опыта, которого, по сути, еще и нет?
2. Читаем документ: "Размер платы за проезд может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств, в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года". Значит, в часы пик плата будет максимальной, а в остальное время - ниже. С одной стороны, вроде логично – ведь у нас рыночные отношения. А с другой, как-то слабо верится в то, что «главный по ценам» не захочет «растянуть» эти часы пик. Да и как, скажите, прайс-лист может успеть за меняющимся автопотоком? Сегодня – холодно, и машин мало, а завтра – вдруг весна – и все выехали из гаражей. Неужели в таком же оперативном режиме могут проходить и согласования по изменениям в ценах?
3. Пожарных и «скорые» предполагается пропускать бесплатно. А вот для социально незащищенных слоев населения предусмотрены скидки. Здесь не понятно одно – зачем заранее жадничать? Ведь понятно, что у них нет машин. Так почему бы сразу не объявить – для них проезд бесплатный? Пиар-то какой бы был!!!
4. Разработчики новых правил проезда считают, что не открывающийся перед должниками шлагбаум исключит возможность повторного бесплатного проезда. Это значит, что никаких заграждений вдоль дорог не будет. И, если многие начнут этим пользоваться, то чудо-техника может не справиться с потоком «зайцев» и начнет принимать за «чужаков» даже владельцев проездных? (Такие тоже запланированы – даже со скидками).
5. Пожалуй, самый анекдотичный пункт во всей программе – тот, что касается ответственности за утечку информации, хранящейся на сервере «хозяина дороги»: кто, когда и куда проехал. Здесь вопрос только один: почему никому не удавалось сохранить базу данных и она попадала в руки уличных продавцам, а у дорожных операторов должно получиться?
Дальнейший «разбор полетов» вряд ли имеет смысл. А вдруг платные дороги станут спасением для экономики страны и (каким-то образом) улучшат благосостояние ее граждан? Это покажет только время. А пока посмотрите первые отклики на дорожную новость на форумах и в блогах. Вот, к примеру, два из них:
- «В России стало модно ровняться на другие страны, когда идет речь о том, что бы сделать что-то платным для простых граждан. Этому пример - дороги, готовящийся налог на недвижимость. Но как дело доходит до социального обеспечения простых граждан, все политики с пеной у рта доказывают, что опыт развитых стран нам не подходит - вот такой парадокс. Платные дороги - это один из способов вытянуть из граждан деньги и разделить их между своими в верхах, так как способов отбирать у населения остается все меньше и меньше. Ведь им мало того, что мы платим налоги за машины, где эти деньги об этом никто не скажет.»
- «В Белоруссии давно существует платная дорога (часть магистрали Москва-Минск-Брест. От Российско-Белорусской границы до Минска плачу два раза по 22 рубля. Итого 44 российских рубля за 150 км. А какая цена у нас? 50 руб. за 1 км.? Получается, грабь своих?!»