К осени она должна во всеоружии встретить всероссийский конкурс, который пройдёт в Грозном, и представить на нём Москву.
Разговор с министром и детьми
Лучшего столичного учителя выбирают с 1990 г. Раз за разом состязание естественным образом приобретает новые черты. Например, теперь «Учитель года Москвы» – это одна из пяти номинаций большого профессионального состязания «Педагог года Москвы», где за победу в остальных четырёх номинациях борются педагоги-дефектологи, воспитатели, психологи и преподаватели дополнительного образования. Среди нововведений последних лет – отборочный тур в виде участия конкурсантов в метапредметной олимпиаде «Московский учитель», «Новый учитель новой информатики» и «Учитель школы большого города». Новшество этого года – конкурсное испытание в виде монолога, публичного рассказа учителя о передовом научном исследовании, повлиявшем на его практику и приведшем к новым образовательным результатам школьников. И наконец, организаторы придумали устроить учителям разговор со школьниками (ими стали ученики школы № 1535). Данная конкурсная дисциплина хорошо зарекомендовала себя этой весной и сохранится в следующие годы.
Традиционные испытания тоже остались. Учителям предложили написать публицистическую статью (тема нынешнего конкурса – «Идея школы, которая учит придумывать идеи»), решить ситуационную практическую задачу и в «Разговоре с министром» обсудить актуальные вопросы образования с руководителем Департамента образования и науки Исааком Калиной.
Ребёнок проявит себя
До конца неизвестно, приняла бы участие в конкурсе будущая победительница Анна Макарова, если бы не метапредметная педагогическая олимпиада. «Олимпиада далась нелегко, задания были очень сложные, – говорит она. – Можно было выбрать любые три предмета не из той области, в которой учитель преподаёт. Я остановилась на английском языке, литературе и истории. Также были методические задания, связанные с разработкой сценария и его анализом. Я стала призёром. И так как на звание «Учитель года Москвы – 2019» могли претендовать только победители и призёры профессиональных олимпиад, я решила не упускать шанс и заполнила анкету на сайте конкурса «Педагог года Москвы» в своей номинации».
Как учитель года Москвы выполняет «фигуры высшего пилотажа» – работает с неуспевающими учениками? Первостепенной задачей Анна Макарова считает раскрывать способности и таланты ученика. «Каждый ребёнок обязательно проявит себя, но только в своё время, – верит А. Макарова. – Может быть, сейчас ему тяжело, а через полгода и я, и мой ученик почувствуем результат от вложенных усилий».
Опытом подготовки к всероссийскому «Учителю года» уже начал делиться победитель столичного конкурса прошлого года Игнат Игнатов. Нагрузка будет такой, предупреждает он, что её разделят с участником вся его семья, друзья и коллеги, поэтому нужно как следует отдохнуть. Сделать это настоятельно рекомендует и замдиректора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Андрей Лукутин: «После сложного «Учителя года Москвы» необходимо отдохнуть, потому что потом будет серьёзный марафон, который завершится только 4 октября. А для победителя он и не... завершится».
Кстати
На сайтах школ, в которых работают конкурсанты-лауреаты, размещены специальные вымпелы. В 2019 г. знак «Учитель года Москвы – 2019» можно увидеть в школах №№ 1535, 2033, 518, 587, 1415, 626 и 1748.