Ситуацию, возникшую на отечественном рынке продовольствия в связи с «аккуратными санкциями», эксперты оценивают по-разному. Большинство склоняется к тому, что это отличный шанс для российских производителей заявить о себе. Как рыбный рынок страны переживёт отказ от импорта, АиФ.ru рассказал исполнительный директор «Рыбного Союза» Сергей Гудков.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Сергей Владимирович, могут ли отечественные производители морепродуктов полностью удовлетворить спрос российских покупателей сегодня?
Сергей Гудков: Нет. Сейчас очень много рыбы выращивается аквакультурно, и природно-климатические условия России не позволяют выращивать все виды рыбы, не все у наших берегов вылавливают. Это естественный процесс, и к нему нужно относиться спокойно. Когда мы с вами говорим о том, что это вопрос импортозамещения и продовольственной безопасности, а мы именно об этом говорим, то нужно смотреть на основные виды продукции, это, прежде всего, сёмга, форель — то, что больше всего востребовано — селёдка и скумбрия. Относительно сёмги и форели ответ очевиден — это импортозамещение, искусственное разведение на территории России, в частности, в Мурманской области. Если мы говорим о природных аналогах, то это тихоокеанский лосось, о котором наш массовый потребитель имеет слабое представление, поэтому нужны программы, направленные на его популяризацию.
— Что будет с ценами?
— На самом деле, цены на рынке существенным образом определяет покупатель. Мы можем поставить любую цену, но если потребитель считает, что она слишком высокая, он не будет покупать эту рыбу, и поставщик или розничная сеть вынуждены будут снижать цены или уходить. Насколько вырастут цены, сейчас предсказать невозможно, не надо вводить покупателей в заблуждение по этому поводу. Надо немного подождать, посмотреть, что предложит предпринимательская инициатива, или мы привезём близкие для потребления аналоги из других стран или мы посолим, упакуем, пожарим нашу российскую рыбу так, что она будет очень похожа на привычный для потребителя вкус импортной продукции, это всё реально. Единственная проблема заключается в том, что переделать технологическое производство и маркетинг невозможно ни за неделю, ни за месяц, ни за три. Сейчас мы не понимаем, где нам компенсировать сырьё, люди не понимают, по какой цене и какую продукцию будут поставлять поставщики, и самое главное — потребитель за что проголосует? Он может быть готовым заплатить большую цену за импортный аналог, а может с огромнейшим удовольствием переключиться на тихоокеанских лососей, и это будет ещё дешевле.
То, что сейчас произошло, это хороший стресс-тест и для промышленности, и для органов власти, который позволит понять, чем мы на самом деле живём.
– Ваш прогноз, справимся или нет?
– Да, мы справимся, но не без потерь. Без всяких сомнений, кто-то из бизнеса пострадает и разорится, кого-то купят конкуренты, будут финансовые потери для банков, с которыми не рассчитаются обанкротившиеся компании, финансовые потери для поставщиков, которым не вернут деньги за взятый кредит. Важнее, как мы выйдем и с чем выйдем из этого кризиса.
– Пустых прилавков не будет?
– Нет, но какие-то виды продукции исчезнут на время. Сейчас исчезнут морепродукты из Франции, всё, что шло в рестораны (деликатесы). Но у нас есть сейчас пять предприятий, может быть, даже больше, которые возят те же самые устрицы и мидии маленькими партиями из Чёрного моря и Мурманска, они получат отличный шанс. А для тех, кто сидел на более выгодном с точки зрения логистики импортном сырье, это не шанс, они просто не понимают, как перестроиться, те, кто не работал с российской продукцией, разорятся.