«Россия сидит на нефтегазовой игле, ничего не строит, живёт только на советском наследии», – подобные высказывания приходится слышать не только от обывателей, но и от экспертов. «АиФ» решил понять, насколько они соответствуют действительности.
В 2010 г. программист из Ростова-на-Дону Роман Ковригин придумал портал «Сделано у нас», где любой желающий может сообщить о новых производственных проектах, которые реализуются в России. С тех пор сервис собрал вокруг себя несколько десятков авторов, анализирующих разные отрасли экономики. С Ковригиным мы и поговорили о том, сколько новых заводов сегодня запускают и способна ли страна потянуть «стройку века».
1 месяц – 55 производств
Алексей Макурин, «АиФ»: Роман, давайте обсудим один последний месяц из жизни России. Какие экономические проекты финишировали в сентябре?
Роман Ковригин: По нашим данным, в сентябре заработали 25 новых промышленных производств с инвестициями 100 млн руб. Это швейная фабрика в Калужской области, фабрика детских игрушек в Ульяновской области, крупный цех по выпуску импортозамещающих авиакомпонентов в Подмосковье. Другие новые заводы и цеха будут делать строительные и медицинские материалы, бумагу и фанеру, энергетическое и нефтегазовое оборудование, перерабатывать пластиковые бутылки.
Знаковое событие произошло на Дальнем Востоке, где выведена на полную мощность Нижне-Бурейская ГЭС – первая крупная гидроэлектростанция, строительство которой было начато и завершено в постсоветский период. На заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде спущен на воду круизный речной теплоход «Мустай Карим» (другой подобный лайнер ещё в мае сошёл со стапелей в Астрахани). Это новое слово уже в отечественном судостроении. В СССР такие суда с конца 1950-х гг. заказывали за рубежом.
Ещё 30 заметных производств открыты в агропромышленном комплексе. Самый крупный – завод на острове Шикотан, способный за сутки перерабатывать до тысячи тонн рыбы.
– Самые крупные проекты по традиции сдают к концу года. Какие объекты живут сегодня в предпусковом режиме?
– В Тобольске завершается строительство комплекса «Запсибнефтехим», который будет выпускать полипропилен и полиэтилен. В своей отрасли это один из самых крупных мировых проектов с инвестициями в 9,5 млрд долл. После его ввода Россия удвоит производство базовых полимеров. Новизна завода в том, что он будет перерабатывать попутный нефтяной газ, который раньше просто сжигался. К слову, специалисты «Запсибнефтехима» поставили мировой рекорд по скорости наладки одной из технологических установок, сократив лучший результат с 50 дней до 31.
За полярным кругом ожидается ввод в строй четвёртой линии завода по производству сжиженного газа «Ямал-СПГ». Это событие интересно тем, что в отличие от первых трёх производственных линий на новой будет работать отечественное оборудование, выпущенное на заводе «ЗиО-Подольск». И, конечно, страна ждёт начала железнодорожного движения по Крымскому мосту, которое запланировано на декабрь.
– Как нынешний 2019-й смотрится на фоне 2018-го?
– В промышленности запущено уже 157 новых проектов – на 20 больше, чем к началу октября 2018 г. В том числе больше создано крупных производств с вложениями от 1 млрд руб.: 46 против 35. В агропроме с начала года открылось 169 предприятий – на 2 меньше, чем в это время в прошлом году. Но выше объём инвестиций, которые вложены в эти проекты: 155 млрд руб. против 144 млрд.
– В какой отрасли чаще появляются новые производства?
– В машиностроении и металлообработке. По моим оценкам, таких проектов примерно треть. Но это не всегда выпуск конечной продукции и заводы, построенные с нуля. Например, в июле началось серийное производство тракторов «Кировец» К-7 в новых цехах Кировского завода. Инвестиции составили 3 млрд руб. Новые тракторы будут выпускаться как с российскими двигателями, так и с двигателями компании «Мерседес-Бенц». И тот же «Мерседес» в апреле открыл свой сборочный автозавод в подмосковном Солнечногорске. На строительство ушло лишь 1,5 года. Всего этот иностранный инвестор планирует вложить в Россию 250 млн евро.
Есть сдвиги в медицинской промышленности и фармацевтике. Событие года здесь – открытие нескольких производств инсулина. Они организованы по полному циклу – от наработки субстанции до готовой лекарственной формы. Это важно, поскольку от инсулина зависит жизнь миллионов больных диабетом, а до сих пор инсулиновые субстанции Россия импортировала. Первые наши препараты станут доступны осенью.
Много изменений связано с транспортом. В марте первый полёт совершил новейший лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, построенный в Воронеже из отечественных комплектующих. В июле пришёл первый пассажирский поезд на станцию Нижний Бестях под Якутском. Завершился один из советских долгостроев, начатый ещё в 1980-х гг., когда на всю страну гремел БАМ.
Если сравнивать с СССР…
– Какие проекты, как во времена СССР, можно назвать «стройками века»?
– Такой проект, чтобы о нём все говорили, в последние годы был один – Крымский мост. Там сошлось всё: и дерзость задачи, и огромные инвестиции, и внешнеполитическая интрига. А возведение прочих объектов люди из других областей чаще не замечают. Агитировать рабочих ехать на большие стройки сегодня уже не нужно. Создавать рядом новые города тоже нет необходимости. Для строительства обычно хватает людей, которые уже живут в близлежащем регионе. А работа идёт намного быстрее, чем раньше: цеха, как конструктор, собираются из готовых сэндвич-панелей.
По своему техническому оснащению и производительности новые современные и советские производства тоже сравнивать невозможно. Условно говоря, раньше крупному машиностроительному заводу нужна была огромная площадь, где размещалось 1000 станков. Теперь достаточно площадки в разы меньше, всего 15 обрабатывающих центров и, соответственно, намного меньше работников.
90 лет назад величайшей стройкой, о которой слагались стихи, был Днепрогэс. Но только за последние 10 лет в России введено в строй столько энергетических мощностей, которые суммарно сравнимы с 77 Днепрогэсами. Страна быстро меняется. Нам есть чем гордиться, ведь сегодня мы способны на такие проекты, к которым несколько десятилетий назад не смогли бы даже подступиться.