Нефтяники уверены, что в предложенном виде такой проект приведет к экономическим потерям и росту социальной напряженности в регионах. И причин этому много. Так, например, целый ряд российских нефтеперерабатывающих заводов с 2011 года занимаются ускоренной модернизацией производства. Цель ее — переход к выпуску нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью — прежде всего бензина и керосина. Все это должно существенно снизить давление на внутренние цены на моторные топлива. Для того чтобы реализовать данную программу, многим НПЗ пришлось наращивать долю кредитных средств в своих затратах. Если же новые поправки будут приняты, компании не смогут выплачивать банкам свои долги.
Сложности с кредитом
Сразу несколько представителей отрасли обратились в правительственные структуры с письмами, где попросили предоставить предприятиям, проходящим модернизацию производства, льготный период, чтобы сохранилась возможность возврата кредитов. Ведь от этого напрямую зависит и социальная стабильность в регионе.
«Просим Вас рассмотреть возможность переноса сроков завершения налогового маневра на три года или пересмотра параметров налогового маневра с целью неухудшения экономических условий для нефтеперерабатывающих предприятий», — говорится в обращении компаний АО «ФортеИнвест» (акционер завода «Орскнефтеоргсинтез») и АО «Адамас» (акционер Краснодарского завода) к вице-премьеру Антону Силуанову.
Завершение маневра, которое приведет к повышению налогов для предприятий нефтяной отрасли, станет причиной дисбаланса внутреннего рынка бензина и дизтоплива. Такая мера станет губительной для большинства независимых НПЗ и АЗС, что станет причиной монополизации рынка вертикально интегрированными производителями (ВИНК), а также приведет к очень быстрому росту цен на топливо.
Сильнее всего пострадают региональные рынки. Ведь на фоне новых поправок есть риск закрытия независимых НПЗ, вследствие чего регионы станут в большей степени подконтрольны ВИНКам. А это станет причиной дальнейшего снижения маржи независимых АЗС. Такая мера легко станет причиной закрытия заправок — под угрозой находятся около полутора тысяч точек, относящихся к малому и среднему бизнесу. В результате эксперты ожидают потери более чем 75 000 рабочих мест в данной отрасли. «В стране разворачивается целая трагедия, которую все предпочитают игнорировать: АЗС уже длительное время работают в убыток, и если ВИНКи могут компенсировать его доходами по другим направлениям, то независимые игроки находятся в одном шаге от банкротства. Сложно представить, кому может быть выгодна данная ситуация помимо вертикально интегрируемых компаний: порядка 63% или 18 тысяч АЗС являются независимыми, и в случае их массового закрытия большое число людей останется без работы, а потребителям станет намного сложнее приобретать топливо, ведь крупные игроки предпочитают не работать в местах с небольшой проходимостью из-за низкой рентабельности. К сожалению, правительство предпочитает предоставлять льготы крупным игрокам и всячески потакать их желаниям, например, реставрировать отечественные НПЗ за счет бюджета, а про развитие малого и среднего бизнеса никто не задумывается» — говорит аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко.
Рост цен
Дополнительные затраты на логистику со стороны ВИНКов на поставку топлива на местные рынки в итоге окажутся на плечах потребителей. А это значит, что можно ожидать нового повышения цен на нефтепродукты в регионах, что неизбежно потянет за собой и рост инфляции. И правительству страны придется искать меры, как сдержать рост цен на топливо снова.
Также стоит понимать, что заводы, которые попадают под удар, нередко являются градообразующими. По сути своей они довольно крупные плательщики налогов в бюджеты регионов. И если региональная казна лишится подобного источника доходов, начнутся серьезные проблемы. Причем коснутся сложности и банков-кредиторов модернизируемых НПЗ. Если говорить о перспективах, все это попросту станет причиной в будущем сокращения предложений бензина на внутреннем рынке, роста цен за счет снижения конкуренции, увеличения издержек в экономике и ухудшения конкурентоспособности отечественных производителей на фоне роста цен на топливо.
Если же закроются или приостановят свою деятельность градообразующие предприятия, это станет причиной потери свыше 23 000 квалифицированных рабочих мест на мини НПЗ. За счет этого начнется рост социальной напряженности в моногородах, когда целые семьи работников НПЗ не имеют иного дохода. Прямой эффект скажется на ВВП — его рост сократится. Также упадет и динамика промышленного производства.
Проблемы возникнут и у смежных компаний. Так, например, при остановке НПЗ прекратиться и финансирование инвестиционных проектов. Также можно будет ожидать снижение товарооборота и загрузки поездов ОАО «РЖД». Ведь их тарифы основываются на перекрестном субсидировании за счет перевозок нефтепродуктов.