Однако, как обещает заместитель Председателя Правительства Московской области Владимир Барсуков, скоро этих печальных зрелищ станет гораздо меньше.
Кнут и пряник
Елена Семёнова, «АиФ»: Сколько всего в Подмосковье «залежных» земель?
Владимир Барсуков: В области 1,48 млн га сельхозугодий. В сельхозобороте 780 тысяч га. А из них лишь 500 тысяч пашня. Эта проблема очень значима и экономически, и политически. Губернатор Андрей Воробьёв ещё в феврале обратился к высшему руководству страны: надо существенно увеличить земельный налог для тех, кто не обрабатывает свои земли, с льготной ставки 0,3% до верхней - 1,5%. А ещё поднять штрафы. Сегодня они небольшие и не зависят от площадей, которые не обрабатываются, - не важно, два гектара у тебя или тысяча. Теперь они будут ощутимы. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу предложения: увеличить штрафы за ненадлежащее использование земель. Они будут рассчитываться исходя из кадастровой стоимости участка. Предлагается назначить минимальную планку взыскания для физических лиц - от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 3000 рублей, для юридических - от 2 до 10% кадастровой стоимости участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Е.С. «АиФ»: Это кнут. А пряник?
В.Б.: Мы предусмотрели субсидии предприятиям и владельцам, которые вводят в оборот залежные земли. Им мы компенсируем до 30% затрат, ведь вернуть к жизни такие поля - занятие недешёвое. Сегодня в области действует ведомственная программа, которую инициировал губернатор. По ней до 2020 года мы должны ввести в севооборот 400 тыс. га земли. В этом году мы введём 50 тыс. га. В прошлом ноябре мы были с губернатором в Зарайском районе и видели, что не обрабатывается 70% земель, а в этом году их сельхозпредприятия уже пошли в соседнюю Каширу - своих площадей не осталось! В этом году зарайцы ввели 15 тыс. га и скоро введут ещё тысяч 10.
Измеряя в зерне
Е.С. «АиФ»: И плохая погода не помешает?
В.Б.: Я всю жизнь работаю в сельском хозяйстве и такого не припомню. Ячмень полёг настолько, что непонятно, как комбайн будет его поднимать. А сегодня самые-самые сроки для озимого сева. Через две недели будет уже поздно. По плану мы должны засеять 68 тысяч га озимых. Это на 25% больше, чем в прошлом году. Бизнес, который владеет залежными землями, понял: надо или самим обрабатывать, или сдавать в аренду, или продать по доступной цене. Гражданское общество Подмосковья сегодня задаёт вопросы: а почему эти заброшенные поля плодят мышей, которых едят лисы и становятся переносчиками бешенства; почему там плодятся и размножаются клещи, борщевик, аллергены - тот же пух иван-чая и осота? Да ещё всё это пожароопасно.
Е.С. «АиФ»: Эти 500 тыс. га можно измерить в зерне?
В.Б.: Это минимум 1-1,2 млн тонн фуражного зерна, то есть 10 млрд рублей. В Зарайском районе в этом году на некоторых полях урожайность достигала 80 центнеров с гектара - это уровень Кубани, а клейковина 27 - это продовольственное зерно, из которого можно печь хлеб. Наша задача - полностью обеспечить свою отрасль животноводства фуражным зерном (сегодня она потребляет 1,2 млн тонн в год). И те, кто говорит, что агропромышленный комплекс Подмосковья ничего не приносит, просто не знают, что в прошлом году он заплатил 40 млрд рублей налогов во все уровни бюджета. А когда мы введём в севооборот новые земли, эти цифры вырастут минимум на 30%.