Читайте также | |
---|---|
Путин призвал Госдуму объявить «экономическую» амнистию |
Депутаты Госдумы поддержали в первом чтении проект экономической амнистии, инициированный президентом Владимиром Путиным. За проведение амнистии проголосовали 295 депутатов, один человек воздержался. Для вступления проекта в силу требовалось 226 голосов. Сегодня парламентарии будут голосовать за амнистию во втором чтении, поскольку к документу поступили поправки от ЛДПР. После рассмотрения поправок чиновники проголосуют за проект амнистии в целом.
Амнистия не для всех
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, экономическая амнистия затронет почти 100 тысяч человек. «По предыдущему проекту по 52 статьям мы насчитали 13,5 тысячи человек, которые уже сидят по указанным в проекте амнистии статьям. Однако не нужно забывать про 70–80 тысяч человек, осуждённых на условные сроки, штрафы и приговорённых к другим наказаниям, не связанным с лишением свободы», — приводит слова Титова РИА Новости.
Под бизнес-амнистию подпадают предприниматели, впервые осуждённые по 27 экономическим статьям. Так, по амнистии могут быть освобождены заключённые за нарушение авторских и смежных прав, патентных и изобретательных прав, за незаконное создание юридического лица, незаконное использование документов для образования юрлица, а также попавшиеся на хранении, сбыте немаркированных товаров и продукции.
Кроме того, амнистия коснётся и впервые осуждённых за отмывание денежных средств и другого имущества, приобретённого незаконным путём. Будут отпущены на свободу и заключённые, незаконно получившие кредит и злостно уклоняющиеся от погашения кредиторской задолженности, осуждённые за незаконное использование товарного знака и ограничение конкуренции, за использование государственных пробирных клейм, за невозвращение из-за рубежа денег в иностранной валюте.
«Важно, что для освобождения подозреваемые или обвиняемые обязаны будет возместить убытки всем потерпевшим. Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, можно рассчитывать на то, что амнистия освободит только тех, кто был действительно несправедливо осуждён», — заявила в интервью АиФ.ru Тамара Касьянова, первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров».
Ранее Владимир Путин говорил, что с решением вопроса о бизнес-амнистии не следует торопиться, потому что на свободу не должны выйти лица, совершившие «действительно серьёзные преступления против государства, личности и собственности», к таковым глава государства отнёс рейдеров и фальшивомонетчиков.
По словам главы профильного комитета Госдумы по уголовному законодательству Павла Крашенинникова, останутся за решёткой и те, кто совершил преступления по перечисленным статьям с применением насилия или под угрозой его применения.
Читайте также: | |
---|---|
Экономическая амнистия уже объявлена? | |
Объявят ли амнистию осуждённым за экономические преступления? |
В свою очередь глава думского Комитета по безопасности Ирина Яровая заявила, что под амнистию не подпадут лица, совершившие хищения из бюджета. «Произошла подмена понятий, мы не можем вести речь о предпринимательской деятельности, если речь идёт о сговоре предпринимателя с лицом, замещающим ту или иную должность, для изъятия денег из бюджета. Это хищение, и ответственность должна быть соответствующей», — объяснила чиновница.
Что же касается досрочного освобождения Михаила Ходорковского, эксперты придерживаются мнения, что экс-глава ЮКОСа вряд ли подпадёт под экономическую амнистию. Ранее глава государства не раз заявлял, что начальник охраны Ходорковского имел отношение к насильственным действиям, из чего можно сделать вывод, что амнистия его не коснётся. Между тем адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант считает, что необходимо дождаться реализации проекта, после чего станет понятно «будет ли на этот раз проблема решаться, или же это будет имитацией амнистии».
«Половинчатые» меры
Говоря о бизнес-амнистии, экономисты расходятся во мнениях — с одной стороны, подобная инициатива должна улучшить инвестиционный климат в стране, с другой стороны, проект не оправдал некоторых прогнозов. Так, по мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, от амнистии ждали, что она в первую очередь затронет недавно изменённых «предпринимательских» статей УК, в частности статьи 159 о мошенничестве, в которой выделено шесть новых составов, не предполагающих ограничения свободы. «Однако в амнистию попала только статья 159.4. И коснётся амнистия только тех, кто уже погасил ущерб, не предоставляя такой возможности остальным. По сути, реальный законопроект отклонился от декларированных целей, ожидания обманулись», — приводит слова Кудрина «Коммерсантъ».
Проект об экономической амнистии не предусматривает и возвращения освобождённым предпринимателям бизнеса, который был у них до тюрьмы. На это обратил внимание лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров, отметивший, что немало людей было специально скомпрометировано конкурентами, желающими захватить бизнес. Миллиардер призвал законодателей внести в проект об экономической амнистии поправки, согласно которым освобождённым предпринимателям должна предоставляться возможность отстаивать возврат бизнеса, «а также восстановления деловой репутации и просто доброго имени», — написал Прохоров в Facebook.
«Объявление экономической амнистии — это серьёзный шаг в изменении законодательства для бизнеса. И экономамнистия, которая улучшит предпринимательский климат в стране, является одним из первых шагов в данном направлении», — полагает Касьянова. Эксперт подчёркивает, что в последнее время бизнес в России становится более свободным. В качестве примеров она привела недавнее снижение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с невысоким уровнем дохода, а также предложение общественной организации «Деловая Россия» о корректировке регламента, по которому действует Федеральная антимонопольная служба.
Бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказал корреспонденту АиФ.ru, что амнистия осуждённых по экономическим статьям должна улучшить инвестиционный климат, но в данной ситуации одного проведения амнистии недостаточно, поскольку нет гарантий, что после того, как эти люди выдут на свободу, их снова не осудят. «К сожалению, наша правоохранительная система настолько плохо настроена, что возникают большие сомнения — а будет ли от амнистии какой-то макроэкономический эффект?» — констатирует эксперт.