Предложение об ограничении размеров «золотых парашютов» топ-менеджерам госкорпораций впервые было высказано представителями Объединенного народного фронта на конференции в Ростове-на-Дону. Во время мероприятия один из активистов ОНФ, депутат фракции «Единая Россия» Владимир Трапезников возмутился размером выходного пособия главы «Ростелекома» Александра Провоторова, получившего компенсацию в 233 млн рублей.Президент РФ Владимир Путинсогласился ввести ограничения, заявив, что размер «парашютов» должен быть здравым, а позже идею поддержала Госдума.
Накануне на сайте Кремля была опубликована информация, что Путин поручил правительству до 1 июля 2013 года подготовить предложения по ограничению выплат увольняющимся топ-менеджерам.
Тем не менее, круг госкомпаний, управленцы которых будут получать сокращенные выходные пособия, оказался гораздо уже, чем ожидалось. Так, в него попали только госкорпорации, созданные на основании федерального закона. Не коснутся ограничения естественных монополий (таких как «Газпром», ФСК, РЖД), пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники. «Есть законы, регулирующие использование инфраструктуры в этих отраслях, но они посвящены именно инфраструктуре, а не самим компаниям», – рассказал один из собеседников издания.
«Золотые парашюты» – это пережиток
В большинстве развитых стран существует несколько видов компенсаций уходящим в отставку управленцам. Например, им предлагается купить акции компании на льготных условиях. В Швейцарии действует закон, согласно которому администрации горкорпораций грозит наказание в виде ограничения свободы сроком до трех лет за предоставление многомиллионных бонусов топ-менеджерам. В Штатах одно время существовал запрет на выплату управленцам каких-либо вознаграждений. Что касается России, то помимо крупных премий увольняющиеся руководители до недавнего времени вообще были освобождены от уплаты налогов с выходных пособий.
Путин подчеркивал, что вопрос «золотых парашютов» обсуждается не только в России, но и во многих других экономиках мира: «Особенно в так называемых развитых странах, где практика этих «золотых парашютов» применяется давно, там вводятся определенные ограничения. И мы такие ограничения должны продумать и ввести», – говорил президент ранее.
По словам аналитика Инвесткафе Дарьи Пичугиной, средний размер выходных пособий у топ-менеджмента американских компаний составляет до 12% от прибыли компании, полученной за год до создания «парашюта», или 1,7% от рыночной стоимости ее обыкновенных акций. «Для российских госкомпаний вполне возможно снизить этот показатель в 2 раза, тогда парашюты станут серебряными или жестяными. Так, например, в 2008 году 16 менеджеров компании ОГК-2 получили 557 млн руб., правда после скандала некоторые согласились вернуть вознаграждение», – рассказала Пичугина АиФ.ru.
Эксперт полагает, что России все же нужны «золотые парашюты» в связи с тем, что рынок остается развивающимся, а враждебные поглощения корпораций не являются редкостью, поэтому выходные пособия являются этаким методом защиты.
В свою очередь экономист Михаил Делягин придерживается мнения, что поощрения в виде многомиллионных премий увольняющимся сотрудникам происходит из-за политики государства, и при существующей власти вряд ли что-то изменится. В интервью с корреспондентом АиФ.ru эксперт подчеркнул, что на выплату «парашютов» топ-менеджерам идут деньги всех россиян, «потому что экономика у нас единая».
Золотые рекорды
Самый большой «золотой парашют» достался бывшему генеральному директору «Норильского никеля» – Владимир Стржалковский после ухода из компании получил 100 миллионов долларов. Еще одним рекордсменом является экс-президент «Уралкалия» Денис Морозов, получивший 7 миллионов долларов в качестве компенсации. Замыкает тройку лидеров экс-глава «Ростелекома» Александр Провоторов, выходное пособие которого составило более 200 миллионов рублей. Кстати, по данным СМИ, недавно отправленный в отставкуглава «Почты» России Александр Киселев получит 3 миллиона рублей.