Примерное время чтения: 4 минуты
9405

«Вышибал» не вызывали? Как отбиться от атаки коллекторов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Оборонка - локомотив экономики? 16/05/2012

На пороге отчаяния

«Моей семье постоянно поступают угрозы о том, что коллекторы приедут ко мне домой и вырежут печень и почки», «Они звонят мне с 7 утра до 23.00 и часто даже ночью, отчего страдает мой больной ребёнок», «Они угрожают, что приедут ко мне домой и заберут все мои вещи без суда»...

Подобных обращений от перепуганных граждан на «горячей линии» Роспотребнадзора РФ — несколько десятков. Парадокс, но, чтобы попасть в лапы коллекторов, совсем необязательно брать в долг несколько миллионов.

«Вышибалы» «атакуют» и тех, кто задолжал мобильному оператору, и тех, кто не поторопился заплатить за услуги ЖКХ. Но, конечно, среди их жертв больше всего банковских заёмщиков, особенно взявших ипотечный кредит.

— У банков всегда есть некоторый процент «мёртвых» долгов — они накапливаются годами, и взыскать их по каким-то причинам сложно, — рассказал «АиФ» источник в одном из коллектор­ских агентств. — Их за треть цены могут продать коллекторской конторе, которая «вытрясет» из человека всё до последней копейки.

Суд, да и только

Однако юридический статус таких агентств до сих пор неясен. «Вышибалы» могут маскироваться под службы юридической и даже психологической (!) помощи должникам, под агентства экономической безопасности и др.

— Очень часто требования коллекторов неправомерны, — говорит Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей. — Поинтересуйтесь у звонящего, на каком основании он требует долг, ведь денег у него вы не брали! Дело в том, что Гражданский кодекс дейст­вительно предусматривает пере­уступку права требования, но она должна быть юридически оформлена. Требуйте у коллектора документы о переуступке (оригиналы, которые вы рассмотрите в офисе, и копии, которые можете забрать) и обязательно решение суда.

Куда жаловаться?
Куда обращаться, если вам или вашим родственникам угрожают, требуя выплаты долга по кредиту: «горячая линия» Роспо­треб­надзора РФ — 8-800-100-00-04; служба финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков — arb.ru; Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств — на сайте napka.ru есть форма для жалоб; на сайте общественного движе- ния potrebiteli.ru собраны советы, как разговаривать с коллектором (с аудиопримерами); здесь же «жертвы» недофинансистов обсуждают законные пути борьбы с ними.

В Роспотребнадзоре нам объяснили, что часто коллекторы тянут до последнего, не обращаясь в суд, чтобы максимально увеличить штрафные санкции должника.

— Увы, в России нет такого понятия, как конечность долга заёмщика, — поясняет Дмитрий Языков, глава Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, — поэтому непогашенный заём может увеличиться в 2-3 раза, а для ипотечного кредита такой рост болезнен, так как он в 100 раз превышает среднемесячный доход семьи.

Если коллекторы действуют просто «по просьбе банка», не оформив с ним переуступку права, а также если вас беспокоят из службы безопасности банка, советуя «по-хорошему» вернуть деньги, напишите письменную жалобу на имя гендиректора банка, отправьте её заказным письмом. Копию отошлите в прокуратуру и финансовому омбудсмену.

Помните: без решения суда никто не имеет права осматривать вашу квартиру, брать у вас деньги, лишать вас родительских прав и т. д. — такие «обещания» коллекторы раздают чаще всего. Вас запугивают? Обращайтесь в полицию с жалобой на угрозу убий­ства и вымогательство.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах