Есть, однако, отрасли здравоохранения, в которых эти самые новые отношения давно выстроились. Новаторами выступили эндокринологи – еще в 90‑х годах, когда столкнулись с «цунами» диабета в стране и поняли, что одним из аспектов лечения может стать партнерство врача и больного, а по сути – обучение пациентов базовым принципам самоконтроля, позволяющим в большинстве ситуаций не только обходиться без услуг врача, но и вести полноценную жизнь.
Слово главному эндокринологу Москвы, доктору медицинских наук, профессору Михаилу Анциферову
Границы ответственности
Серафим Берестов, «АиФ. Здоровье»: – Михаил Борисович, что означает партнерство между врачом и пациентом? Где границы ответственности каждого?
Михаил Анциферов: – Характер этих взаимоотношений в основном применим к пулу хронических неинфекционных заболеваний. Это обучение, в результате которого пациент становится участником лечебного процесса и помощником врачу. Например, при диабете человек сам ведет дневник самоконтроля, сам регулярно следит за уровнем сахара в крови, артериальным давлением, весом, контролирует питание.
Государство обеспечивает хронически больного человека и льготными препаратами, и средствами самоконтроля, позволяющими определить уровень сахара в крови. «Пустыми» льготы не будут при одном условии – если человек владеет принципами самолечения. К врачу он приходит лишь с конкретными вопросами: что и как следует поправить?
– Где еще кроме эндокринологии эффективно обучение больных?
– Яркие примеры – школы для больных гипертонией, бронхиальной астмой. Человек получает теоретические знания, отрабатывает практические навыки, закрепляет их в правилах поведения. В простейших жизненных ситуациях – например, расслабился в гостях, выпил, – параметры заболевания могут скакать. Если сам не справился, идет к врачу, разбирается, корректирует лечение. Тогда визиты приобретают смысл. А задача-максимум – персонализация терапии, когда врач корректирует лечение с учетом конкретного состояния больного и принимаемых препаратов.
Новые реалии
– В сегодняшней реальности к врачу еще надо попасть…
– Согласен, это тоже вопрос отношений между врачом и пациентом. Любые иллюзии даже у самого терпеливого больного могут пропасть, когда он переступает порог кабинета специалиста, который, в свою очередь, ведет прием уже несколько часов, да еще делает кучу записей. Плюс пресловутые 12 минут на пациента. За рабочий день – около 40 человек, не считая тех, кто «на минуточку» и «просто спросить». Считаю, электронная запись все-таки станет одним из чисто технических решений проблемы.
– Пока наблюдения говорят об обратном: о дополнительной в этой связи неразберихе.
– Да, много нововведений приходится внедрять в процессе: машина уже едет, а мы продолжаем ее доводку. Другое дело, что все равно отладим. Хотя бы потому, что в ближайшее время компьютеризированными станут многие виды привычной бумажной деятельности. Например, персональные данные о больном, включая все результаты его исследований. Плюс появление электронных рецептов. Считаю, для хронических больных, имеющих право на льготные лекарства, это удобно: дома, за компьютером, заказал, потом получил в аптеке. До сих пор же эти люди вынуждены штурмовать поликлиники. Вопрос: зачем?
– Например, чтобы заодно с получением рецепта оценить свое самочувствие.
– В том-то и дело, что заодно. Подчеркну еще раз: если речь идет о хронических неинфекционных заболеваниях, то на первое место и выходит обучение пациента базовым принципам самоконтроля и самолечения. Не надо приходить к врачу «заодно», надо с конкретными проблемами. Наступает время учиться следить за своим состоянием. Хроническое заболевание – на всю жизнь. Ну не обойтись в современном мире без понимания базовых принципов лечения и соответствующего образа жизни! Тогда и взаимодействие с врачом станет полноценным, и даже 12 минут времени на прием не окажутся потраченными впустую.
На что жалуетесь?
– Обучение пациентов – это новый лозунг из разряда благих пожеланий?
– Наоборот, одна из приоритетных задач здравоохранения. Согласитесь, мы не умеем отвечать за собственное здоровье. Даже когда «прижмет».
– Согласен. А как учить?
– В ближайшее время, например, в Москве появится телефонная «горячая линия» для пациентов.
– Телефонная «скорая помощь»?
– Ни в коем случае. Консультационная помощь и, видимо, отчасти «диспетчерская». Она призвана помочь в самых распространенных житейских ситуациях. Например, у человека заболело сердце, а ему через несколько часов надо ехать в другой город. И что делать? Полезно напомнить элементарное: дела отложить, вызвать «скорую», сделать ЭКГ. Замечено: если с острой болью в сердце человек попадает в лечебное учреждение в течение часа, то шансов выжить у него гораздо больше, чем спустя 3–4 часа.
В новой службе будут работать обученные люди, медики. Естественно, это не подмена реального врача. Тем более не советы, какие лекарства принять. Просто соблюдение алгоритма действий и при необходимости вызов «скорой»…
– Как врачу, лично вам чего не хватает в современном здравоохранении?
– Скорее, не чего, а кого – терапевтов нового поколения. Тех, кого принято называть врачами общей практики, семейными врачами, кто способен решать на своем уровне 70–80% проблем пациентов, не перебрасывая их автоматически к «узким» специалистам, выявляя заболевания на самых ранних стадиях. Если нам удастся вырастить поколение специалистов такого уровня, это будет настоящим прорывом в практической медицине.