Примерное время чтения: 5 минут
11554

Школьный перегруз. Сколько должны учиться, двигаться и отдыхать дети

Сюжет 1 сентября
Всё больше компьютера, и всё меньше улицы...
Всё больше компьютера, и всё меньше улицы... / Геннадий Михеев / АиФ

Началась новая четверть. Как правильно организовать школьную жизнь маленького москвича, чтобы он меньше уставал и при этом хорошо учился? Рассказывает Владислав Кучма, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Юлия Гарматина, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Владислав Ремирович, когда уже в школах начнут кормить нормально?

Владислав Кучма: Безусловно, питание детей в школах продолжает оставаться большой проблемой. Хотя закупается новое оборудование, проводятся эксперименты, иногда в детских садах и средних учебных заведениях ставятся пароконвектоматы, в которых продукты при приготовлении сохраняют питательные свойства и естест­венный баланс минеральных солей и витаминов. Но мы всё равно так и не смогли убедить родителей, что ребёнок должен есть в школе. А между тем нельзя отправлять ребёнка на 6-7 часов на уроки и оставлять голодным!

Но ведь дети отказываются от школьной еды не просто так. Кому-то удобнее приносить из дома бутерброды, например.

- Значит, нужно организовать место, где ребёнок сможет съесть принесённый с собой кусок пирога или йогурт. Или пускать в столовую со своими продуктами.

Опросы показывают, что у нас 40% детей приходят на уроки не позавтракав. Что получается? Ребёнок целый день голодный, ест только в 14-15 часов, когда придёт домой. Это противоестественно! Кто тут виноват? И родители, и школа. Значит, нужно вместе найти приемлемый вариант.

- Как вы относитесь к тому, что в учебных заведениях постоянно появляются новые предметы?

- Наши школьники чрезвычайно перегружены. Возможности ребёнка небезграничны. Урок по-прежнему предполагает строгую сидячую позу, снижение двигательной активно­сти с увеличением умственной нагрузки. Но если мы вводим новый предмет, значит, нужно от чего-то отказываться. Если считаете, что экономика важнее физики, оставляйте что-то одно. В истории общества так было всегда. Когда-то важнейшим предметом считалась латынь - сегодня её не изучают. С каждым предметом нагрузки увеличиваются вдвое - ведь есть ещё домашнее задание. И никто не удосуживается посмотреть, сколько времени можно уделять урокам по санитарным правилам. А там написано, что на домашнее задание младше­классникам, например, нужно тратить всего полтора часа.

При этом индивидуальные особенности учеников не учитываются. Отличница сделает уроки за полчаса, а другой ребёнок потратит на ту же задачу час. Учитель должен иметь индивидуальный подход к детям. Это одно из правил сбережения здоровья, которые все признают, но мало кто им следует. Можно же разделить класс на группы. Первой группе дать одно задание, второй - другое. Так, чтобы на его выполнение ушло как раз полтора часа. К сожалению, пока это есть в очень немногих школах. Иначе ребёнок мучается, что не выполнил задание, у него развивается стресс, начинает ненавидеть школу.

- Действительно, дети стали меньше двигаться. Ввели третий урок физкультуры. Но добавило ли это школьникам здоровья?

- Наши последние исследования показывают, что дети стали расти быстрее, имеют большую массу тела, раньше созревают. Но функциональные возможности у них гораздо ниже, чем у предыдущих поколений. Они не могут выполнять те задания, которые по старинке даются им по нормам прошлых лет. Да ещё вспоминают нормы ГТО: мол, посмотрите, раньше же их сдавали, почему не сдать сейчас?

Поэтому бывали и трагические случаи на уроках физкультуры. И на это есть свои причины: иногда дети недообследованы, иногда знают о своих недугах, но стесняются сказать - хотят быть как все, но не справляются с нагрузкой. Конечно, в каждом учебном заведении должен быть медицинский работник.

Для чего? Чтобы ребята получали допуск к соревнованиям, к туристическим походам, кроссам и т. п. Что касается уроков физкультуры в общем, то дети их обычно не любят. Почему? Им кажется неинтересным сдавать нормативы и прыгать через козла. Нужно менять систему преподавания. Физкультура существует не для того, чтобы школьники побегали и попрыгали. Необходимо развивать у детей определённые качества. Ребёнок так устроен, что если пропустил какой-то период, то потом уже эти качества не разовьёшь. Например, если ребёнок не научился плавать до 12 лет, то уже вряд ли научится.

Другая проблема - нехватка кадров. Вот ввели третий урок физкультуры, а преподавать его некому. А если дать провести его учителю физики, толку от этого не будет.

В то же время двигательной активности детям очень не хватает. Ребёнок сегодня живёт компьютером, телевизором, постоянно испытывает высокие нагрузки. Как и у взрослых, его сердечно-сосудистая система не выдерживает. К 21 году многие молодые люди становятся «классическими» гипертониками.

- Как же снизить нагрузки?

- Например, школьнику тяжело полдня в одной позе сидеть на уроках за неудобной партой. Поэтому сейчас новые стандарты предусматривают неурочную форму деятельности: проекты, рефераты. А это воспринимается гораздо легче!

СтоЛИЧНОСТЬ №17 (47), 12 июня 2013

Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы