«Кожа да кости» – так часто говорят вслед худеньким девочкам, однако если для кого-то эти слова звучат обидно, то для тех, кто страдает нервной анорексией, – это самый лучший комплимент на свете. Всё, чего хотят девушки, изнуряющие себя голоданием, – стать как можно стройнее. О том, чем может обернуться такая увлечённая борьба с собственным весом, мы поговорили с врачом-психиатром Виталием Минутко.
Чем отличается нервная анорексия от нервной булимии? При нервной булимии человек держит вес на одной планке. При нервной анорексии он всё время стремится похудеть. И при том, и при другом состоянии искажён образ тела, то есть человек в зеркале видит не то, что есть на самом деле.
Девушки с нервной анорексией, как правило, перфекционистки, стремятся быть аккуратными и педантичными, большое внимание уделяют карьере, чётко выстраивая свою деятельность, и говорят о том, что здоровье не так важно, как достижение определённых успехов. Предъявляют к себе высокие требования. А при нервной булимии они более импульсивные, там могут быть алкоголь, наркотики. Раньше говорили, что от нервной анорексии страдают отличницы, а при булимии учатся хуже, но на самом деле это не так.
У пациенток с расстройствами пищевого поведения очень своеобразные отношения с матерями. Чаще всего девушки приходят на приём в одиночку и меняют много врачей, потому что для них большой кайф поговорить об этом. Они даже гордятся тем, что достигли такого веса, не понимая, что им надо лечиться. Обращаются к ним телеведущие, снимают фильмы об анорексии, спрашивают о проблемах со здоровьем – о костях, которые легко ломаются, о бесплодии. На что получают ответ: «Я не хочу об этом говорить. Лучше снимите, как я хорошо выгляжу».
Поставить диагноз не так просто даже на последней стадии. Есть заболевания, имитирующие нервную анорексию, например, болезнь Симонса. Диагноз ставится комплексно, на основании биологического, психологического и даже социального обследования. Довольно долго девушки скрывают, что с ними происходит. Иногда это полтора, иногда три года. Первый человек, который описал нервную анорексию, говорил, что девушка может говорить что угодно: что у неё проблемы с желудком, поэтому она не может много есть; может обманывать. Такие пациенты – хорошие манипуляторы.
При расстройстве пищевого поведения выявляется очень много различных нарушений. Например, гормональные нарушения, снижена активность щитовидной железы, гипотиреоз, у таких людей мёрзнут кончики пальцев рук, выпадают волосы, ногти ломаются. Уменьшается выработка гормона роста, обычно люди с анорексией невысокого роста. Прекращаются месячные – за счёт того, что снижается уровень некоторых гормонов, меняется соотношение натрия-калия. Неврологические нарушения: идёт атрофия коры головного мозга, поэтому страдает память, внимание, мышление. Это временная атрофия. Бывают желудочно-кишечные расстройства, запоры. Поскольку нередко вызывается рвота – кариес, изъязвление пищевода, различные гастриты, недостаточная активность поджелудочной железы. Холестерин обычно повышен. Иммунитет ослаблен. Меняется даже система свёртывания крови. То есть очень много нарушений.
При анорексии смертность очень высока, порядка 15 %. Смертность бывает от трёх случаев: самоубийство, остановка сердца, потому что сердце становится капельным, вытягивается, или низкое давление, например, пульс ниже 55 ударов. Это всё показания для лечения в стационаре.
Питание играет большую роль при лечении расстройств пищевого поведения, особенно правильная почасовая структура дня. Питаться лучше вместе с тем, кто правильно обучен. Продолжительность питания не более получаса, 6 раз в день. Желательно, чтобы человек после еды пару часов находился под наблюдением, чтобы не было каких-то неправильных поступков. Поэтому все эти пищевые расстройства лучше начинать лечить в стационаре, где можно добиться контроля над структурой поведения.
Современные методы лечения нервной анорексии подразумевают работу с телом и правильным формированием образа тела при помощи телесно ориентированной терапии и специальных зеркальных ванн, когда вместе с психотерапевтом человек находится среди зеркал в обнажённом виде и рассматривает своё тело или снимает на видеокамеру. Потом с психотерапевтом эти моменты обсуждаются. Надо правильно сформировать образ своего тела у таких пациентов.