Примерное время чтения: 5 минут
5296

Когда вас критикуют, постарайтесь не раздражать собеседника

«АиФ. Здоровье» № 1. ВОЗ займется изучением народной медицины 13/01/2011

Выход на работу после праздников для многих стресс и неудивительно, что раздражение становится неотъемлемым атрибутом первых рабочих дней. И даже если вы очень ответственно относитесь к своей работе, выполняете все поручения начальства в срок, возможно, вам придется столкнуться с критикой в свой адрес.

Если вас критикуют

Существует три основных вида критики, и на каждый из них следует реагировать соответственно.

Несправедливая критика. Предположим, ваш начальник или коллега проснулся явно не в духе и решил сорвать на вас свое раздражение. В ваш адрес летят совершенно необоснованные и не слишком конкретные обвинения: «Вы бездарность!», «Сколько раз вам нужно повторять!», «Это безобразие!». Психологи считают, что к такой критике чаще всего прибегают неуверенные в себе люди, которые стараются таким образом укрепить свои позиции, «нагнать страху», а вовсе не указать вам на ваши ошибки. Ваша главная задача в такой ситуации – докопаться до истинной причины недовольства собеседника. Изложив все, что его не устраивает, он успокоится и перестанет донимать вас, тем более что исправлять в вашем поведении особенно нечего. Спокойно и доброжелательно попросите оппонента привести конкретные примеры вашей «бездарности», «безолаберности» и «забывчивости». Скорее всего, не найдя, что ответить, собеседник почувствует себя неуверенно и перестанет поливать вас грязью. Возможно, причина подобной бури эмоций заключается в каком-то незначительном промахе с вашей стороны – трехминутном опоздании, беспорядке на рабочем столе или слишком продолжительном обеде. В этом случае признайте свою ошибку и разговор будет исчерпан.

Обобщенная критика. В этой ситуации начальник критикует какой-то определенный недостаток, однако слишком уж обобщает ситуацию. Например: «Вы плохой работник! Вам ничего нельзя поручить! Вы опоздали с отчетом на два дня!» В этом случае стоит признавать только конкретный промах и лучше обосновать его причину: «Да, я задержался с отчетом. Это произошло потому, что смежный отдел не предоставил данные». Но даже если уважительной причины не существует, шеф вряд ли начнет повторять все свои обвинения сначала.

Справедливая критика. Тут лучше всего сразу же признать свои ошибки и рассказать о том, как вы собираетесь их исправлять. Например: «Я очень сожалею о том, что не смог встретиться с этим клиентом. Я непременно перезвоню ему и назначу новую встречу». Хорошо, если вы признаетесь в своей ошибке еще до того, как шеф начнет вас критиковать. Это даст вам шанс избежать слишком большого потока замечаний в свой адрес.

Работа над ошибками

В ситуации, когда вас критикуют, постарайтесь не раздражать собеседника еще больше – пользы от этого точно не будет. А потому следует избегать следующих действий:

Бегство. Вам кажется, что чем скорее вы покинете кабинет орущего начальника, тем больше нервных клеток вы сумеете сохранить. Это не совсем так. Лишенный возможности высказаться, шеф еще долго будет накручивать сам себя, придумывая новые и новые обвинения в ваш адрес. Поэтому даже если вас несправедливо обвиняют, лучше дать собеседнику хорошенько прокричаться и «выпустить пар».

Молчание. Если вы просто молча ждете, пока ваш оппонент сорвет голос и охрипнет, он либо решит, что ваше молчание означает согласие со всем, что он сказал, и потеряет к вам остатки уважения, либо начнет думать, что у вас что-то свое на уме. Например, начальник может решить, что, выслушав его замечание, вы вернетесь на свое рабочее место и вновь «приметесь за старое» или начнете жаловаться коллегам на несправедливый разгон и самодурство руководителя.

Жалобы. Если в ответ на замечание, касающееся вашего опоздания на работу, вы начнете рассказывать о том, что вам приходится ежедневно отводить ребенка в детский сад, готовить мужу завтрак из трех блюд и делать влажную уборку в квартире, ничего, кроме раздражения, а то и предложения уволиться и стать домохозяйкой, вы не добьетесь.

Ответная критика. Даже если вы уверены, что лучшая защита – это нападение, не стоит в ответ на гневную тираду собеседника отвечать что-нибудь типа: «Сам дурак!» или «На себя посмотри!». После того как вы наговорите друг другу оскорбительных речей, будет очень сложно вернуть нормальные отношения. К тому же, если вы будете вести себя корректно, есть шанс, что ваш оппонент почувствует приступ раскаяния и извинится перед вами за свои несправедливые слова.

Интересно

Снисходительный тон сослуживцев и обладатели зычных голосов – вот что больше всего раздражает офисных работников, установили голландские ученые в результате исследования на эту тему. 32% опрошенных указали «громкоговорителей» в качестве своей «больной мозоли», 44% больше всего ненавидят снисходительный тон, который используют некоторые коллеги. 37% раздражены манерой начальников делать публичные выговоры.

Придирки и мелочность руководителей, желающих контролировать каждое движение подчиненных, указали в качестве главного раздражителя 34% работников. Это больше, чем громкие звонки мобильных телефонов (30%) и использование громкой связи в общественных местах (22%). 11% опрошенных указали, что ненавидят, когда коллеги пристают к ним с личными разговорами в рабочее время.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы