Зинаида Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро (1911)Public Domain
10 декабря 1884 года под Харьковом родилась девочка Зина. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков на Петроград, а потом и на Париж и там упокоиться на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
В принципе вполне логичный финал - предки барышни были урождёнными французами по фамилии Лансере. Мы же знаем её как русского художника Зинаиду Серебрякову.
Нет, это не ошибка и не опечатка. Именно «художника». Мужчины, собратья по цеху, даже Ахматову и Цветаеву числили по рангу «поэтесс». То есть заведомо ниже себя. Серебрякову же живописцы считали как минимум равной. Когда в 1916 г. Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, он привлёк к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева. Среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна. Так что по рангу она, быть может, и считалась равной мужчинам, но по таланту превосходила многих.
Странное решение
Говорят, судьба каждого уже записана где-то там, на небесах. Но порой мы сами творим трагедии, которых вполне могло бы и не быть. Случай Серебряковой - как раз из таких. В 1924 г. на выставке в Америке было продано около 150 картин художницы. По тем временам большие, даже очень большие деньги (особенно для пребывающей в разрухе Страны Советов). Одновременно ей поступает заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в «невыездном» Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или всё-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой ещё больная мать. Муж умер в 1919-м - от тифа. Средств к существованию - ноль.
Серебрякова решила ехать. Её биографы в один голос твердят: «Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но ей не удалось». Да. Не удалось. Или всё-таки не хотелось? Скажем, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней в 1927 г. во Францию приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей каким-то чудом удалось-таки отправить к ней во Францию, ещё двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущёвской оттепели. Тогда же Зинаиду Николаевну объявили ни много ни мало, а «русским Боттичелли». В её картинах и впрямь много света и нежности, как у давнего мастера Ренессанса.
А пока - Страна Советов, раздираемая Гражданской войной, нищая жизнь: «Мы наняли квартиру в две комнатки с кухней в Харькове. Очень плохо. Если бы не моя работа, мы бы голодали». Самое забавное: и сама Зинаида, и её мать, Екатерина Николаевна, с большим энтузиазмом приняли Февральскую революцию 1917 г., хотя именно после неё «разорили и четыре раза сожгли наше родовое поместье в Нескучном», - напишет потом художница. А Октябрьскую революцию проклинали. Да, большевики не вернули им дворянского титула и имения. Но в отличие от «демократов» периода Керенского они сделали другое. В 1917-м Серебрякова уже было принялась за подённую работу швеи и прачки, но тут власть захватили красные. Была организована «Первая выставка искусств харьковского Совета рабочих депутатов», где присутствовали и работы Серебряковой. Несколько из них, в том числе знаменитую «Жатву», приобрёл Кишинёвский музей. Спустя месяц Серебрякова получила ту самую работу, без которой они бы голодали. Делать рисунки с экспонатов в Археологическом музее нелегко. Знаю по себе - карандаш, тушь, точность. Никакого творчества. Но ведь именно большевиками был создан музей, и голод Серебряковой ушёл, не успев начаться.
Принцесса русского модерна. Лучшие картины Зинаиды Серебряковой
Тем не менее она уезжает. Обычно принято описывать её жизнь во Франции как период необычайного взлёта. Дескать, если бы не «вольная жизнь» на Западе, её талант так бы и пропал.
Да, некий промышленник из Брюгге, де Броуэр, предложил оплатить ей поездку в Марокко. На месяц. С условием, что Серебрякова отдаст ему несколько полотен «на местную тему». Она согласилась. И сумела растянуть «щедрый» грант Броуэра на шесть недель. Нищенствовала. Спала в клоповниках. А вот её письма из Бретани, где она писала портреты рыбаков: «Никому не пожелаю быть на моём месте. Не знаю, как будет эта зима у наших. Денег посылаю всё меньше, здесь такой кризис в связи с падением франка, что заказов нет. Вообще я часто раскаиваюсь, что уехала...»
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.