На закрытии Олимпиады выступил огромный сводный хор. Им дирижировал Валерий Гергиев, трудами которого хор этот был собран.
Однако неизменные аншлаги собирает и Московский государственный камерный хор под руководством Владимира Минина. Хоровая культура, которую едва не погубили «смутные годы», возрождается?
В музей не бегут
Валентина Оберемко, «АиФ»: Владимир Николаевич, вы как-то сказали, что аварии на самолётах, на ГЭС и т. д. — это результат. Результат чего?
Владимир Минин: Что такое культура? Это не только искусство, но и нравственность, совестливость, обязательства по отношению к другому человеку и к своим служебным обязанностям. Почему ещё Тургенев говорил: «Я русского в Париже узнаю по походке, по покрою платья и по разговорам о работе»? Потому что русский человек, к сожалению, не меняется.
Что характерно для нас? Например, в СССР выпускали замечательные, как нам казалось, духи «Белая сирень». Мы копили деньги, чтобы подарить эти духи девушке. Прошло время. Качество этих духов испортилось. Почему? Потому что за период советской власти нас отучили работать системно, настойчиво, упорно. Мы можем очень хорошо сделать разовое дело, например, блоху подковать. А дальше начинается русское «авось». Такова наша культура труда.
— То есть изменить наше отношение к работе нельзя?
— Ну как же? Ещё 50 лет назад в Америке были трамваи для чёрных, скамейки для чёрных, вход в ресторан с собаками и неграми был запрещён. Прошло полвека, и в Белом доме — чёрный президент. Что для этого делало государство? Работало. Оно постепенно внедряло в общество понимание, что все люди имеют равные права. Надо внедрять в наше сознание, что работать — это хорошо, а хорошо работать — ещё лучше. Но этим никто не занимается.
— Но ведь властям надо только пальцем щёлкнуть — и всё решится: акценты сместятся в сторону ценностей труда и культуры.
— Как бы мы ни хаяли, иногда справедливо, советское время, но тогда отношение простого народа к искусству было «сдобрено» огромным пиететом. Я помню, с какой скоростью в 1950-е гг. раскупали открытки с фотографиями киноактёров, сколько было почитателей разных видов искусства и артистов: балета — Улановой, Стручковой, оперы — Лемешева, Козловского. Среди их поклонников были и рабочие, и интеллигенты. Искусство находилось в центре внимания. Сейчас не то время. Тогда, в эпоху СССР, мы не знали, что мы бедные. Когда подняли железный занавес, все это поняли. И поэтому бросился народ не в Третьяковку, а на заработки. Наши люди встают с одной мыслью в голове: «Где и как заработать?» Надо переждать это растленное, пагубное время. К сожалению, власть мало что понимает в духовном воспитании и, что особенно губительно, не обращает внимания на подрастающее поколение. Хотя в мире люди давно убедились, что самое выгодное — вкладываться в образование и воспитание, потому что это окупится сторицей. Есть мнение, что дураками управлять легче. Но тех управленцев, кто так считает, надо судить. Потому что думать надо не о том, кем и как управлять, а о том, что это принесёт твоей Родине.
Ответьте, власть имущие, на вопросы: «Почему эмигрируют лучшие умы? Почему из государства утекают деньги? Почему циничное использование административного ресурса стало нормой?» И таких «почему?» тысячи. Власть должна принять критику, иначе мы повторим печальную судьбу СССР.
Чувство локтя
— Скажите, обнищание духа — это только наша проблема или всего мира?
Сейчас нет общего. Общество очень атомизированно. Кто-то занимается рукоделием, кто-то смотрит телевизор, другой сидит в Интернете. Каждый для успокоения нервной системы уходит от чего-то большого в свой мир. А есть противоположное явление. Посмотрите на стадионы, которые собирают молодёжь, и на то, как они там себя ведут. Тоже культура. Пример из Германии: был репортаж о матче, после которого болельщики вышли группой и начали петь марш из «Аиды»! А было там раньше иначе? Было. Кидали стулья, били физиономию, после матчей устраивали потасовки. Справилась с этим власть? Справилась.
У нас только спустя годы после 1990-х стало понятно, что смена вывески на государстве не означает смены людской психологии. Это осознаёшь, когда приезжаешь в другую страну. Насколько там иное отношение к старикам! У нас же хоть ты академик, хоть уборщица, пенсию получаешь одинаково маленькую.
— Вы говорили, что в царские времена хоровое пение объединяло нацию. А что сегодня нас может объединить?
— Есть энтузиасты, которые вопреки всему занимаются с детьми. Полтора года назад я возглавлял фестиваль в Дубне, на который съехались 500 мальчиков и юношей. Что даёт хор? Чувство локтя. Мальчишка один не будет чувствовать себя на коне. А когда он в коллективе поёт вместе со всеми, у него крылья вырастают. Я уверен, что никого из этих мальчишек вы не встретите с ножом или пистолетом в руке.