Более 500 лет назад Леонардо да Винчи написал шедевр, вокруг которого до сих пор не утихают споры. Но многие его тайны удалось приоткрыть…
В московском арт-центре «Ветошный» проходит выставка «Гений да Винчи». Это самая полная из когда-либо созданных передвижных экспозиций, посвящённых величайшему изобретателю. О ней рассказывает Брюс Петерсон, управляющий компанией-организатором «Гранд Экзибишнз».
«АиФ»: - В каких городах уже побывала экспозиция «Гений да Винчи» и что её отличает от других подобных выставок?
Б.П.: - На сегодняшний день мы выставлялись в более чем 40 городах по всему миру, на пяти континентах. В 2012 г. кроме Москвы запланированы выставки в Испании и США.
Наша задача состояла в том, чтобы собрать под одной крышей работы Леонардо, показывающие весь спектр его гения - изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора. На создание выставки ушло более 10 лет. Зато теперь можно увидеть в натуральную величину большое количество изобретённых им механизмов, воссозданных по личным дневникам да Винчи, а также репродукции его наиболее известных картин, факсимильные копии рукописей, работы по анатомии, рисунки, скульптуры.
«АиФ»: - Правда, что вам удалось воссоздать оригинал «Моны Лизы»?
Б.П.: - Да, это так. Более 500 лет прошло со времени создания этой картины. Правительство Франции и дирекция Лувра предоставили инженеру Паскалю Котте, изобретателю передовой 240-мегапиксельной фотокамеры, почётное право - сделать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Его камера использует запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины, виртуального снятия одного за другим слоёв наложенного на неё за века лака. Котте потратил около трёх часов, создавая снимки «голой» картины - без рамы и защитного стекла. В результате ему удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза». Теперь мы можем насладиться оригинальным цветом красок этого портрета, то есть цветом пигментов, которые использовал Леонардо. Там небо цвета лазурита, тёпло-розовый цвет кожи лица, отчётливо прорисованные горы, зелёные деревья. Благодаря фотографиям Паскаля Котте мы узнали о 25 тайнах «Моны Лизы», ранее неизвестных. Например, стало ясно, что Леонардо не закончил работу над картиной. Видно, что положение рук натурщицы изменялось. Поначалу она поддерживала рукой покрывало, выражение лица и улыбка были несколько иными. Наконец, мы можем убедиться, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!
«АиФ»: - Какие устройства и механизмы увидят посетители вашей выставки?
Б.П.: - Представлены изобретённые Леонардо летательные аппараты, музыкальные и оптические устройства, механизмы из физики и механики, гидравлические и, наконец, военные машины. Некоторые из них показаны в натуральную величину, другие - в уменьшенном масштабе. Наши итальянские мастера воссоздали более 120 придуманных да Винчи механизмов. 65 из них можно увидеть на выставке. Эти машины сделаны впервые. Напомню, Леонардо никогда не строил большинство из своих изобретений - он только представлял их и рисовал.
«АиФ»: - Известно, что да Винчи специально допускал в своих чертежах ошибки, писал неточные комментарии. Для чего?
Б.П.: - Леонардо иногда делал это, чтобы защитить свои идеи от воровства. Желающих украсть их или как-то дискредитировать хватало. Ведь эти идеи и стратегии могли стать хорошим источником дохода. Намеренно допуская ошибки, Леонардо как бы «патентовал» свои идеи. Наши мастера потратили много лет, расшифровывая преднамеренные ошибки Леонардо, чтобы создать работающие механизмы. Их вы и увидите на выставке, куда лучше приходить всей семьёй.