Страхование туристов, выезжающих за рубеж: виды и условия оформления страхового полиса ВЗР
Большинство туроператоров при продаже путевок за рубеж в обязательном порядке включают в стоимость турпакета медицинскую страховку. Что это: простая формальность или насущная необходимость? Насколько важно в действительности страхование ВЗР (выезжающих за рубеж)? От каких рисков можно застраховаться, и какие условия нужно учитывать при получении полиса?
Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
В каких случаях необходимо страхование ВЗР
Страхование туристов, выезжающих за рубеж, — это финансовая защита лиц от различных рисков во время пребывания в другой стране.
Помимо базовой страховки от непредвиденных заболеваний и несчастных случаев, полис ВЗР может обеспечить защиту в случае утери багажа, отмены запланированной поездки и при прочих рисках.
При возникновении страхового случая страховщик обязуется покрыть застрахованному лицу расходы в рамках суммы, установленной договором. Другими словами, если путешественник, находясь за границей, внезапно заболел, полученная им в стране пребывания медицинская помощь будет оплачена страховой компанией.
При наступлении страхового случая достаточно позвонить по номеру, указанному в полисе, и сотрудники сервисного центра организуют все мероприятия по оказанию помощи.
Полис ВЗР иногда называют «страховкой для визы». Отчасти это справедливо: некоторые государства, в частности расположенные в Шенгенской зоне, требуют его обязательного наличия. Но и для ряда стран с безвизовым режимом страховка ВЗР — необходимое условие.
Для Турции, Таиланда и других направлений, популярных у россиян, медицинское страхование туристов не обязательно. Несмотря на это, опытные путешественники настоятельно рекомендуют покупать полис при поездке в такие страны.
Проиллюстрируем целесообразность страхования туристов, выезжающих за границу, на жизненном примере и рассмотрим ситуацию одного из клиентов страховой компании.
Довольно часто на отдых за границу выезжают семьями, иногда это может быть длительное путешествие, рассчитанное не на один месяц. Например, при поездке на два месяца в Таиланд семья с ребенком оформляет страховку в ERV (профильной компании, специализирующейся только на туристическом страховании). При страховом покрытии 100 000 евро на каждого участника поездки стоимость полиса составит приблизительно 13 500 рублей. Данная страховка рассчитана на действие в течение года, ее цена не зависит от возраста застрахованных лиц (если они не старше 65 лет), цели отдыха и других факторов.
Поскольку поездка длительная, ребенок за время отдыха может заболеть: дети гораздо более чувствительны к акклиматизации, в результате чего у них способен резко снизиться иммунитет. Поэтому внезапно появившийся кашель с температурой может в итоге стремительно превратиться в бронхит, а затем и в пневмонию. А это уже серьезное заболевание, требующее не только врачебных осмотров и назначения лекарств, но и госпитализации, а в некоторых случаях, и помещения в реанимацию с искусственной вентиляцией легких.
Медицинские услуги в Таиланде — одни из самых дорогих в мире. Прием у врача, сопровождающийся выдачей рецепта на покупку лекарств, обойдется в 3000 бат (примерно 6340 рублей). Счет в госпитале за шесть дней стационара и один день в реанимации составит порядка 134 000 бат (284 000 рублей) [1] .
В сравнении с суммой, которая указана в счете, 13 500 рублей, отданные за полис, покрывающий расходы на лечение, покажутся незначительной тратой. Что же касается страховок на короткий срок, то они стоят гораздо дешевле.
Виды страхования туристов
В большинстве компаний страхование туристов, выезжающих за границу, может быть предоставлено как в базовом варианте (медицинская страховка), так и в виде расширенного пакета с дополнительными опциями. На российском рынке страховых услуг из этого правила исключение составляет, пожалуй, компания ERV (о которой уже говорилось выше), предлагающая готовые сбалансированные программы страхования.
Перечислим и охарактеризуем основные виды страхования выезжающих за границу.
Обязательное страхование туристов
Этот вид страхования предусматривает возмещение медицинских расходов в случае лечения внезапной болезни или травмы.
Страхование жизни и здоровья туристов — непременное условие для получения визы в страны Шенгенского соглашения и в некоторые другие. Но, даже если наличие полиса не является строгим требованием для въезжающих в страну, весьма желательно иметь хотя бы базовую (стандартную) медицинскую страховку.
В определенных случаях особенно важно защитить себя от материальных рисков, связанных со здоровьем. Так, настоятельно рекомендуется приобрести медицинский страховой полис беременным женщинам (с учетом сроков беременности). Страховка необходима, если планируется поездка с детьми или людьми преклонного возраста либо путешествие в экзотическую страну.
Любой страховой полис дает возможность получить медицинскую помощь за рубежом в пределах страховой суммы. Для базовых страховок это обычно 30 000–40 000 евро (в зависимости от компании).
Услуги, оказываемые в рамках базового страхования туристов, включают экстренную госпитализацию и лечение (в том числе помощь стоматолога при острой зубной боли), доставку туриста до больницы, покупку медикаментов, оплату расходов застрахованного лица в случае, если он пропустил свой рейс по причине госпитализации (если остались средства из страховой суммы), репатриацию тела в случае смерти.
Приобретая базовую медицинскую страховку, нужно спросить агента о тех случаях, на которые действие полиса не распространяется, и проверить, входит ли в покрытие:
- обострение хронического заболевания, диагностированного до поездки;
- проблемы, связанные с беременностью;
- алкогольное отравление либо лечение заболеваний и травм, полученных в результате алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- нанесение вреда здоровью во время активного отдыха (езда на мотобайке, водных лыжах, развлечения в аквапарке).
Часто при путешествиях за границу имеет смысл приобретение расширенной программы страхования туристов. Дополнительные опции включают защиту от непредвиденных расходов, не связанных со здоровьем напрямую.
Можно найти и компании, у которых в стандартный пакет уже включено несколько наиболее важных дополнительных опций. Примером является страховая компания ERV, которая предлагает программу «Стандарт плюс». Базовой страховкой в этом случае компенсируется лечение при обострении хронических заболеваний, при внезапном осложнении беременности, при возникновении аллергии и при получении солнечных ожогов. Также оплачиваются расходы на поисково-спасательные мероприятия, буксировку поврежденного автомобиля, первичную юридическую помощь (услуги адвоката и переводчика).
Страхование туристов от несчастных случаев
Данный вид страховки подразумевает единоразовую выплату при возникновении самого факта несчастного случая или болезни, а не связанных с этим расходов.
В зависимости от политики компании страховыми случаями могут считаться:
- временная нетрудоспособность;
- ожоги II и III степени;
- постоянная нетрудоспособность (инвалидность);
- смерть пострадавшего.
Страховка от несчастных случаев может не распространяться на повреждения, связанные с действием алкоголя или наркотических средств.
На получение выплаты в связи с несчастным случаем можно рассчитывать лишь при своевременном предоставлении документов, подтверждающих факт травмы (результаты исследований, справки и так далее). В различных компаниях эти временные рамки отличаются, но наиболее лояльные страховщики дают застрахованным два года на подачу документов. Отсутствие или неточность в оформлении какого-либо из них может послужить поводом для отказа в возмещении ущерба. В случае, если каких-либо документов не хватает, страховая компания направит клиенту дополнительный запрос.
Размеры страховых выплат при несчастных случаях зависят от тяжести нанесенного вреда.
Страхование багажа
Эта услуга актуальна преимущественно при авиаперелетах. Выплаты по страховке производятся в случаях потери или повреждения багажа по вине авиакомпании или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие, теракт и прочее). В некоторых компаниях компенсируют также задержку выдачи багажа. Утрата вещей из-за небрежности самого туриста страховым случаем не является.
Страхование на случай отмены поездки
Данный вид дополнительного страхования позволяет избежать расходов в связи с отменой поездки по причинам, не зависящим от воли застрахованного.
Примерный перечень страховых случаев включает:
- внезапную болезнь или смерть застрахованного либо его близкого родственника;
- травму, наступившую в результате несчастного случая;
- потерю или повреждение имущества застрахованного лица вследствие пожара, стихийного бедствия или других форс-мажорных обстоятельств;
- необходимость участия в судебном разбирательстве в качестве потерпевшего, свидетеля или эксперта;
- отказ или задержку в предоставлении визы (при условии, что документы были поданы своевременно).
В разных компаниях списки страховых случаев варьируются. Каждый из них имеет свои нюансы и уточнения, с которыми необходимо ознакомиться при заключении договора страхования. Наиболее лояльные компании включают в данный список экстренную госпитализацию, случаи заболевания особо опасной или «детской» инфекцией, а иногда даже и нахождение на амбулаторном лечении.
Страхование на случай задержки рейса
Задержка перелета может повлечь за собой серьезные убытки, особенно если туристу предстоит пересадка на другой рейс. Поэтому в ряде случаев есть смысл приобрести эту дополнительную опцию. В страховые программы отдельных компаний единовременная выплата при задержке регулярного авиарейса включена изначально.
Обладатель такого полиса имеет возможность получить страховую выплату, если рейс задержался по причине неблагоприятных погодных условий, неисправности самолета, забастовки сотрудников авиакомпании. Разные страховщики устанавливают различные сроки задержки, но обычно не менее трех часов.
Чтобы рассчитывать на выплату по данной страховке, обычно туристу необходимо получить в авиакомпании справку с подтверждением задержки рейса и указанием причин. Иногда страховой компании достаточно отметки в посадочном талоне.
Страхование гражданской ответственности
Этот вид страхования защищает финансовые интересы туриста, если во время пребывания за границей он непреднамеренно причинил ущерб здоровью или имуществу других людей. Примеров множество: несчастные случаи с нанесением травм при занятиях экстремальными видами спорта, случайная порча имущества в отеле и другое.
При подобном неприятном происшествии страховая компания возместит ущерб пострадавшему. Обычно данная опция не распространяется на случаи с участием автомотосредств.
Условия страхования туристов, выезжающих за границу
На какие моменты следует обратить внимание при оформлении полиса ВЗР?
- Надежность страховой компании. От этого напрямую зависит, насколько своевременно и в полном ли размере будут возмещены расходы. При выборе страховой компании нужно обратить внимание на ее репутацию (не лишним будет почитать отзывы), опыт работы, перечень услуг, рейтинг.
- Ассистанс, то есть партнер российской страховой компании за рубежом. Он организует оказание помощи туристам в стране пребывания: госпитализацию пострадавшего в стационар, оформление документов. Таким образом, именно с ассистансом, или сервисной компанией, придется иметь дело при наступлении страхового случая. Наиболее упоминаемые сервисные компании — Euro-Center Holding, Allianz Global Assistance, GVA (Global Voyager Assistance), Savitar Group, Сlass assistance, Smile assistance, MedAssist International, LtdAxa assistance, International SOS. О том, как работает тот или иной сервисный центр, можно прочитать в отзывах.
- Расходы, покрываемые медстраховкой. Это важно, поскольку перечень услуг по страховому полису может различаться в разных компаниях. Как правило, он включает:
- лечение в стационаре за границей;
- приобретение необходимых лекарственных препаратов;
- транспортировку до больницы;
- репатриацию в случае, если оказание требуемой медицинской помощи в стране пребывания по тем или иным причинам невозможно;
- репатриацию тела в случае смерти застрахованного.
Многие страховые компании предлагают расширенный полис страхования туристов с дополнительными медуслугами.
- Дополнительные услуги. Необходимость их включения в обязательную страховку зависит от цели выезда, особенностей страны, возраста и физического состояния туристов и многих других индивидуальных факторов. Например, при поездке на горнолыжный курорт крайне полезным будет дополнительное страхование от несчастных случаев.
- Сумма покрытия и география страхования. Минимальный размер страховой суммы в большинстве компаний составляет 30 000 евро. Некоторые страховщики устанавливают нижний предел в 40 000, 50 000 или 100 000 евро. Сумма страховки зависит не только от политики страховой компании, но и от условий принимающей страны.
- Наличие франшизы, то есть обязательства туриста при наступлении страхового случая самостоятельно оплатить установленную договором часть расходов. Полис с франшизой стоит дешевле обычного на 20–30%. Насколько это выгодно, зависит от обстоятельств. Например, если страховой случай незначителен и стоимость медицинской помощи невелика, вполне вероятно, что туристу придется оплатить ее в полном размере.
- Условия покрытия расходов, в зависимости от которых риски бывают сервисными и компенсационными . В первом случае все действия по организации помощи и оплате лечения берет на себя компания-ассистанс. Все, что нужно сделать застрахованному, — позвонить по указанному в полисе номеру телефона и сообщить о возникшей проблеме. При компенсационном принципе страхования турист самостоятельно оплачивает расходы, а по возвращении на родину страховая компания возмещает убытки на основании предъявленных документов. Например, при покупке лекарств в аптеке по рецепту врача. Аптеки гарантийные письма не принимают, поэтому застрахованный оплачивает лекарства самостоятельно, а страховая компания компенсируем ему расходы уже после возвращения из поездки.
- Сумма расходов без согласования со страховщиком. Многие компании не признают страховым случаем расходы на медицинскую помощь, полученную застрахованным без согласования со страховщиком, то есть при самостоятельном обращении за медицинской помощью. Соответственно, выплата по ним не производится. По условиям некоторых страховщиков звонок в сервисный центр не является обязательным. Застрахованный может самостоятельно выбрать клинику, оплатить там все услуги и компенсировать их после возвращения из поездки.
- Условия возмещения расходов индивидуальны для каждой компании. Важно заранее ознакомиться с правилами страхования, узнать о документах, необходимых для получения выплат, и о возможных причинах отказа. Все платежные и медицинские документы по страховому случаю обязательно нужно сохранять. Обычно они должны быть предъявлены не позднее чем через 30 дней после возвращения. В некоторых компаниях период возмещения расходов является более длительным и может достигать двух лет.
- Стоимость полиса. Она зависит от разных причин: срока поездки, страховой суммы, возраста туриста (полис для пенсионеров стоит дороже), сезона, вида отдыха и связанных с ним рисков (для экстремального туризма действуют повышенные тарифы). Имеет значение и стоимость медицинских услуг в стране пребывания.
- Вариант оформления. Помимо традиционного способа — непосредственного визита в офис, многие компании предлагают возможность страхования туристов онлайн. Такой вариант абсолютно безопасен и при этом позволяет экономить время: на электронную почту застрахованного лица приходит оформленный полис, его можно распечатать, а можно предъявлять и в электронном виде. В обоих случаях документ принимается всеми организациями.
- Документы для оформления полиса. Из них необходимы только паспорт гражданина РФ (при оформлении полиса в офисе) и загранпаспорт.
- Сроки оформления. Получить полис можно за считанные минуты как при онлайн-покупке, так и при посещении офиса компании.
Страхование туристов ВЗР — необходимая мера, даже если она не является обязательной по условиям принимающей страны. Страховка с суммой покрытия 40 000 евро поможет получить за рубежом медицинскую помощь. В ряде случаев полезно приобрести расширенный полис с дополнительным набором опций.