— В том, что на Волге сложилась бедственная ситуация с рыбой, виноват прежде всего человек. За минувшую зиму гидроэнергетики спустили в большом количестве воду из всех волжских водохранилищ в надежде на то, что весенний паводок их пополнит. Но этого не произошло: водоёмы пополняются очень медленно, и в результате река катастрофически обмелела.
Но обмеление — ещё не самое страшное. Главная причина исчезновения рыбы — строительство плотин Волжско-Камского каскада ГЭС. В итоге до 90% нерестилищ осетровых рыб — белуги, осетра, севрюги, стерляди — были уничтожены. Это так называемые проходные рыбы — ранее они проходили к традиционным местам своего нереста от Каспийского моря до Перми. Теперь им перекрыли дорогу. Стоя на Волгоградской плотине, можно видеть, как внизу бьются, не находя выхода, осетры...
До строительства плотин в Волге добывали 40 тыс. т осетровых и 200 тыс. т волжской сельди — ценной промысловой рыбы, которая сегодня уже, увы, занесена в Красную книгу. Осетровые в небольшом количестве остались только в северной части Каспия и дельте Волги, а волжская сельдь в великой русской реке исчезла абсолютно.
Говорят: мол, надо сделать такие технические устройства, чтобы пересаживать осетровых из нижнего бьефа плотины в верхний (бьеф — часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению. — Ред.). Но это бесполезно, потому что в стоячей воде, на заиленных отмелях такая рыба нереститься не может. Она там погибнет. А волжская сельдь вообще нерестится только в толще чистого течения, а не на дне.
Чиновники, которые принимают решения в данной сфере, масштаб проблем, похоже, не осознают. А ведь из Волги уже нельзя пить воду, настолько она загрязнена, в том числе сине-зелёными водорослями. В итоге из-за химических загрязнений исчезают и другие породы рыб — щука, судак, сорожка и др.
Тем временем в США, например, ради спасения лососёвых рыб уже разобрали 450 плотин. Во Франции по той же причине разобраны 70 плотин, а в Рейне, где рыба также исчезла из-за химических загрязнений, начали радикально бороться с промышленными стоками, и рыба стала понемногу возвращаться.
Спасти рыбу в Волге можно, только восстановив естественное течение реки, а для этого надо убрать плотины. Для начала по меньшей мере две — на Волжской и Саратовской ГЭС. Тогда осетровые смогут доходить на нерест до Самары. А этим летом и осенью срочно предпринять и другие меры: например, заняться промышленными стоками химических предприятий в поволжских городах. Очистные сооружения очищают воду лишь от взвешенных частиц, то есть от мути, от органических примесей и бактерий, однако не могут очистить её от химически растворимых веществ — солей, кислот, щелочей и т. д. Поэтому надо после отстойников и других агрегатов очистных сооружений направлять стоки не в Волгу, а в другие места — например, на поля аэрации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Ученый Сергей Савельев: Человечество действительно вышло из рая →
- На игле. Как в Крыму будут решать проблемы с водоснабжением →
- Новые Кулибины: как вещи преображаются в умелых руках →