Александр Самков, заслуженный изобретатель РФ, кандидат технических наук:
— В начале 1960-х советские системы образования и науки стали лучшими в мире. Как это произошло? Ведущие учёные СССР на цифрах показали партийным лидерам, что в ХХ в. 80% роста промышленного производства в мире будет результатом внедрения изобретений и рационализации — того, что сегодня мы называем инновационной деятельностью.
Один из ярких политических лидеров США того времени будущий президент Джон Кеннеди, выступая в 1958 г. перед студентами Колумбийского университета, сказал: «Битва, которую мы ведём сейчас с русскими, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки». Цифры, которые он привёл тогда, ошеломили американцев. Советский Союз тратил на образование в 2,5 раза больше, чем США, если считать в процентах от ВВП. В среднем на одного учителя в СССР приходилось 17 учеников, в США — 27. В 1957 г. в нашей стране 1,5 млн выпускников окончили школу с серьёзной подготовкой в области математики, а в США таких было менее 100 тыс. Исходя из этого, в последующие годы в Штатах был принят ряд законов, нацеленных на всемерную поддержку среднего и высшего образования.
В наши дни России как воздух нужна образованная молодёжь. Что надо сделать? В системе среднего образования «уйти в прошлое»: во-первых, вернуться на 10-летнее обучение; во-вторых, в классах должно быть не более 17 учеников (если это невозможно, то вводить вторую смену); снизить на 40% нагрузку с 1-го по 4-й классы и на 30% — с 5-го по 8-й (цель — сохранить в детях самобытность, индивидуальность, любознательность и присущую каждому одарённость).
За годы обучения ребёнок автоматически приобретает стандарт той школы, где он учится. Сильная школа даёт высокий стандарт, слабая — низкий. Подчёркиваю, что никакого снижения качества подготовки с 1-го по 8-й классы при снижении нагрузки на 30-40% не будет. Будет только выигрыш! А в минусе окажутся чиновники от образования и «писатели» многочисленных книг по школьным предметам, зарабатывающие деньги на редактировании классических учебников 60-80-х гг. прошлого века.
Также необходимо творчески переосмыслить подготовку учащихся 9-10-х классов, но это отдельный вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Вуз по расчёту. Почему всё больше школьников хотят быть учителями →
- Конец ливановской эпохи. ЕГЭ будет отменён? →
- ЕГЭ поставил России смертельный диагноз →