Юрий Белановский: Об истинных итогах церковного года

Юрий Белановский. © / АиФ

Год церковно-богослужебный

Церковно-богослужебный год — тот, что проживают христиане в соответствии с церковной традицией. Он определяется богослужебным уставом и достаточно сложен по своей структуре. В нём соединены солнечный и лунный календари, причём солнечный — юлианский. Основными опорными точками являются воскресные дни и дни воспоминаний наиболее важных событий из жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также дни памяти святых. Напомню некоторые: Рождество, Крещениеи Сретение Господни, Благовещение, Пасха, Пятидесятница,Введение во храм и Успение Богородицы, день святителя Николая, память святого мученика Трифона и мученицы Татьяны и т.д.

   
   

В нашем случае можно сказать, что церковный год — это от Рождества до Рождества через воскресные дни и Пасху, по переходящим и непереходящим праздникам, через посты большие и малые.

Этот год в основе своей сформировался более тысячи лет назад и с тех пор повторяется, почти неизменно. Понятно, что обычные верующие из-за сложности не могут понять богослужения в полноте. Они знакомы лишь с малой частью византийской и русской традиции, ибо ходят в храм, как правило, по субботам, воскресеньям и в великие праздники, где большинство молитв, песнопений и отрывков для чтения из Священного Писания — одни и те же из года в год. В этом смысле, даже проповеди священников для прихожан со стажем вполне предсказуемы.

Богослужебный год для большинства верующих тождественен церковной жизни. Он абсолютно самодостаточен и почти непроницаем. В его неизменности и непонятности извне видится часто залог истины и правоты. Этому способствует прежде всего славянский язык, неизменность и закрытость богослужения к реформам и догматизированные правила соблюдения постов.

Год церковно-административный

Год административный определяется и познаётся через собрание Архиерейского собора (если оно было), через заседания и решения Священного Синода (представительного органа управления в межсоборный период), через определения и постановления Патриарха, осуществляющего оперативное управление Церковью. В епархиях на это накладываются распоряжения епархиального архиерея.

Большей частью об этой административной жизни мы можем судить по опубликованным документам. Но для людей непосвящённых большинство этих решений ни о чём не говорит. Знание этих документов ничего не даёт простому человеку.

Почему, для чего и как принимаются официальные решения? Ответить трудно. И простые христиане, живущие богослужебным годом, и общество, остаются в неведении. Церковная иерархия почти никогда не говорит «почему» и «зачем» что-то происходит. Отсутствует то, что в законах рекламы названо «объясняй почему и зачем».

   
   

Зачем создаются новые епархии? От чего епископы меняются местами на кафедрах? Для чего священники переводятся из храма в храм? Почему некий конкретный монашествующий священник избирается в епископы? Ответить на эти вопросы простым людям невозможно. Прихожане и настоятель храма, порой, из интернета узнают, что их храм реорганизован в монастырь, а настоятель снят с должности. «На верху» идет своя жизнь по своей логике для каких-то целей. Трудно сказать, как такие решения могут оказать положительное влияние на жизнь христиан и тем более на жизнь общества.

Факты, известные, но непонятные, очевидно, мало интересны обществу и СМИ. Ясно, почему административный год, хоть и много значит для жизни церкви, но остается в тени. Отсюда, кстати, чисто прагматические, порой, иронические трактовки происходящего.

Год церковно-общественный

Год общественный определяется теми событиями в стране и мире, что так или иначе повлияли на жизнь церкви или вызвали её реакцию. Этот год совпадает во многом с яркими темами в СМИ и определяется реакцией так называемых «синодальных отделов». Собственно, этот церковный год и есть то, что известно и понятно обществу о Церкви. Но все эти события никак или почти никак не связаны ни с годом богослужебным, ни с административным.

Ну вот, скажем, в прошедшем году католики избрали себе нового Папу Римского Франциска, Президент РФ Путин развёлся со своей женой, Думой был принят закон «об оскорблении чувств верующих», была реформирована РАН, в Киеве прошёл «Евромайдан», Ходорковский и участницы Pussy Riot вышли на свободу. Именно в прошедшем году был убит протоиерей Павел Адельгейм.

Как бы не хотелось, но даже из того, что попало в область внимания церковных отделов или спикеров, год не построишь. Нет полноты картины. Некоторые важные для общества и даже для Церкви события остаются без серьёзного церковного освещения, оценки и реакции. К примеру, чудовищный «людоедский» закон «Димы Яковлева» (принятый в самом конце 2012 года), разговоры об исключении из конституции статьи о запрете идеологии, скандалы с «нетрадиционной ориентацией» клириков и т.д.

Общество судит о церкви именно по этой общественной плоскости, где очень непросто разглядеть не только Господа Иисуса Христа, но часто и христианский смысл.

Об истинных итогах

Вполне возможно рассмотреть плоскости церковной жизни, как проекции, на которых всегда отражается только часть правды. При этом простая сумма информации по проекциям не даёт полноты представления о самом многомерном предмете. Так известный ученый, психолог и философ Виктор Франкл говорил о человеке. Для него биологические, психические и социальные знания были очень важны, хотя во многом и давали повод к скептицизму. При этом они не открывали и не могли открыть чуда человека, как существа живущего, порой, вопреки этим знаниям, как существа свободного, способного к поиску и обретению смысла жизни.

Может, так и тут? Проекции церкви на богослужебную, административную и общественную плоскость сами по себе порой наводят на пессимистические мысли и не дают нам внятного и цельного представления об итогах. Однако, церковь живет не этим, вернее, не только этим. Она живёт Живым и Личным Богом. Живёт живыми и личными отношениями Учителя и Его учеников. И в этом смысле итоги церковного года, как я их понимаю, определяются ничем иным, как соответствием (или несоответствием) евангельскому благовестию, из которого мы знаем, что Бог судит не только людей, но и Церкви. Церковь не является самодостаточным гарантом истины и жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции