Польза или вред? Нужно ли вводить «ЕГЭ для учителей»

Общество защиты прав потребителей образовательных услуг просит Минобрнауки усложнить правила аттестации школьных учителей и ввести для них так называемый «ЕГЭ». Насколько эффективной будет подобная мера, если её действительно реализуют на практике, АиФ.ru узнал у кандидата философских наук, учителя русского языка и литературы высшей категории Ольги Брюхановой.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Ольга Венедиктовна, Общество защиты прав потребителей образовательных услуг предлагает ввести «ЕГЭ для учителей» с вопросами по профильному предмету. Как вы считаете, нужна ли подобная проверка знаний?

Ольга Брюханова: Учитель в нашем обществе не занимает видного положения и играет не особо значимую роль. Мнение педагогов по поводу форм и методов проведения итоговой аттестации, итогового сочинения никого не волнует. Разработчики объявили направление тем сочинения — учитель вынужден, обязан, должен придумать, как готовить детей к той или иной форме аттестации. Я считаю, что не нужно аттестовать учителей. Качество работы педагога показывают его ученики — успешные, состоявшиеся в жизни личности, победители и лауреаты различных конкурсов. Такая статистика ведётся в любой школе, более того, в образовательных учреждениях есть определённая конкуренция, система рейтингов, баллов, когда всё это отслеживается. Не контролировать надо учителя, а помогать ему: поддерживать курсы квалификации, профессионального самосовершенствования, поскольку в силу своего рода деятельности учитель физически иногда не успевает развиваться, читать, знакомиться с новинками научной или художественной литературы. Учителю и так непросто.

Второй необходимый пункт в этом диалоге — система более совершенного обучения учителей и привлечение в педагогические институты действительно творческих и одарённых детей.

— Как вы считаете, инициативу с «ЕГЭ для учителей» могут принять?

— В нашей реальности может быть всё: лишний раз кинуть камень в учителя, лишний раз обвинить педагога, а не родителя в неуспешности школьника. Хотя ответственность за образование и воспитание ребёнка несёт не только учитель. Общество опять будет перекладывать на плечи преподавателя все погрешности образовательного и воспитательного процесса, в этой ситуации запросто найдут крайнего. И очень больно, если интеллигентные, честные и добросовестные учителя будут унижены. Обратите внимание, учитель становится поводом для разговоров в СМИ, только когда его обижают, когда он бывает зависим от родителей. Но никогда средства массовой информации не расскажут об успешном, состоявшемся и действительно радостном труде педагога. Учитель — это повод для всеобщих насмешек, и я считаю, что эта очередная насмешка и посрамление чести учительского сословия вполне вероятна.

— Насколько мне известно, сейчас учителя проходят аттестацию раз в пять лет, на ваш взгляд, этого достаточно?

   
   

— Достаточно, мы к этому привыкли. Она, безусловно, нужна, поскольку, так или иначе, стимулирует учителей к тому, чтобы творчески развиваться, ходить на курсы, расти профессионально самим и развивать детей.

Но я хочу сказать, что и эта проверка — стресс для педагога. На самом деле это очень тяжело. Когда я собирала какие-то материалы, благо у меня были публикации, я кандидат наук, мне было легко проходить аттестацию. А если учитель лишён возможности для широкого круга общения, он работает в небольшой школе, в отдалённом регионе, где ему творить, с кем ему участвовать в различных конкурсах? Только в интернет-режиме, на каких-то порталах получать виртуальные грамоты за виртуальное участие? Порой мы ставим в неравное положение учителей разных регионов. У кого-то есть библиотеки, выход в интернет, возможность покупать новую литературу и общаться с теми людьми, которые интересны. Например, в конце сентября издательство «Национальное образование» проводит конференцию, посвящённую итоговой аттестации, для участия в ней нужно сделать определённый материальный взнос. Это полезное мероприятие, но я знаю, что, если у учителя зарплата двенадцать тысяч рублей, он не может себе позволить поездку в Москву. Мы находимся в неравных условиях, поэтому происходит расслоение не только в обществе, но и в качестве образования по регионам. Надо симулировать учителей и поддерживать их.

— Вы лично готовы пройти такой ЕГЭ, есть ли у вас чувство страха перед подобной проверкой, или вы уверены в своих силах?

— Нет, я не могу быть абсолютной уверенной. Какие нам зададут вопросы? Например, директора сейчас проходят разного рода аттестацию, и у них спрашивают нормы СанПиНа, законодательную базу, связанную с управлением школой. Я не знаю, какие вопросы мне предложат. Если они касаются жёстко правил орфографии, пунктуации или произведений художественной литературы — это одно. Если я должна буду отвечать на широкие вопросы в области образования — я не уверена, что буду в них компетентна.

Смотрите также: