Педагог Людмила Корнилова: сейчас дети рождаются с компьютером в руках

Учитель - это как мама, которая поругает, но зла помнить не будет. Вот такая и Людмила Ивановна. © / Из личного архива

В. Путин подписал указ о присвоении звания «Герой Труда» пяти россиянам: В. Богданову, гендиректору ОАО «Сургутнефтегаз», Д. Гунгаеву, старшему чабану агрокооператива из Забайкальского края, П. Камневу, гендиректору «Опытного конструкторского бюро «Новатор» из Свердловской области, народному артисту И. Кобзону и Л. Корниловой, учителю истории из Саратова. Почему им?

   
   

С.Акулов, Тула

Какие наши дети?

Юлия Борта, «АиФ»: Людмила Ивановна, сколько лет жизни нужно отдать школе, чтобы получить звание героя?

Людмила Корнилова: Я работаю в школе 44 года. Мама была учительницей, тётя, бабушка. В 1971 г. окончила 10 классов и семь лет проработала старшей пионервожатой. После этого — учителем. Вам это покажется смешным, но долгие годы моим единственным украшением был пионерский галстук.

— Вы учили многие поколения детей. Ученики 20 лет назад и сейчас сильно отличаются?

— Ну конечно! Сейчас дети, можно сказать, рождаются с компьютером в руках. Учёбой их заинтересовать сложнее. Раньше единственным источником информации был учитель. А потому ловили каждое его слово. Сейчас нам приходится соревноваться с Интернетом. Нужно знать и уметь гораздо больше. Иначе ты будешь детям просто неинтересен. А переизбыток ненужной информации из Сети ребятам подчас мешает — они не в состоянии глубоко усваивать материал, быстро устают.

Как учить историю?

— История сегодня, пожалуй, самый трудный для преподавания предмет. Как рассказывать детям о событиях прошлого?

   
   

— Хуже всего, когда некоторые исследователи и в том числе авторы школьных учебников начинают заниматься умышленным искажением истории. В советские годы она была слишком заидеологизирована. Когда грянула перестройка, стало модным ругать прошлое. Сейчас некоторые бывшие союзные республики пытаются переписать на свой лад учебники истории. И то и другое неправильно. Нужно рассказывать детям о фактах, опираясь на исторические документы. Приводить разные точки зрения учёных.

Читайте также: Всегда на связи. Куда ведут маршруты столичного образования?

— Но вот написали новые учебники истории...

— Только по учебникам учить историю нельзя. В них лишь сухое перечисление дат и фактов. Вся трагедия Великой Отечественной войны уместилась в нескольких параграфах. История — это не только исторические события и процессы, это люди. Сейчас ещё остались семьи, где хранятся документы военных лет.

У одной из наших учениц родители берегут 54 письма её прапрадеда, который погиб в мае 1942 г. Смотришь на его фотографию — простой деревенский мужик, может, до войны и жену свою гонял по всей деревне, а в письмах такая нежность: «Очень скучаю, видел тебя во сне... ты мне в вещмешок положила полотенце, я его не трогаю, оно домом пахнет...» Вот на таких вещах детей надо воспитывать.

— В последнее время в школе много изменений. С чем вы не согласны?

— Проблем в современной школе много. Но ругать всё и вся не в моих правилах. И так слишком много недовольства и негатива вокруг. Если ребёнок в семье постоянно слышит разговоры взрослых о том, как у нас всё плохо, у него формируется сознание жертвы — ему все должны, ему недодали... А ты попробуй сам изменить что-то в подъезде, во дворе. А мы все ждём, когда кто-то к нам придёт и сделает за нас. Обидно и то, что патриотизм превратился в ругательное слово. О нём сейчас много говорят, что обесценивается само понятие.

Смотрите также: